Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!

09.12.2012

Системы пожарной сигнализации на судне

Классификация систем пожарной сигнализации

Результат борьбы судового экипажа с пожаром на судне во всех случаях зависит от своевременного обнаружения пожара. С помощью системы оповещения о пожаре вахтенная служба информируется о месте пожара на его ранней стадии и включается общесудовая тревожная сигнализация, могут включаться пожарные насосы и отключаться общесудовая вентиляция.

Любая система пожарной сигнализации состоит из пожарных извещателей, центральной (приемной) станции, линий связи между станцией и пожарными извещателями в контролируемых помещениях, питающего устройства и выносных устройств звуковой сигнализации. Центральные станции, собирающие и выдающие информацию, устанавливают в рулевой рубке. С помощью систем пожарной сигнализации, кроме информации о пожаре, обеспечивается постоянный автоматический контроль исправности и выдается информация о характере и месте повреждения, имеются устройства ручного контроля и проверки функционирования.

Системы пожарной сигнализации различаются по виду и месту установки извещателей, по схеме соединения извещателей со станцией и по способу контроля пожарного состояния помещений.

Место установки извещателей предопределяется их видом и признаком пожара, на который они реагируют. Извещатели, реагирующие на температуру и открытое пламя, устанавливаются в неконтролируемых помещениях, а извещатели, реагирующие на дым, в контролируемых помещениях и в центральной станции.

По признаку классификации системы пожарной сигнализации можно разделить на следующие:
  1. по способу подключения извещателей к станции — на лучевые и шлейфные;
  2. по способу определения пожара — на температурные и дымные;
  3. по способу контроля пожарного состояния помещений — на системы непрерывного и периодического (обегающего) контроля.
С помощью каждого лучевого комплекта непрерывно контролируется состояние подключенных к нему извещателей и линии связи, а посредством лампы отмечается зона пожара и неисправность линии. С помощью общих устройств станции ОУС принимается информация от всех лучевых комплектов, информация расшифровывается и включаются соответствующие приборы сигнализации и управления. При пожаре включается сигнальная лампа тревоги ЛТ и звонок Зв станции, звонки громкого боя Зв1—Зек всех помещений и пожарный насос ПЖН, отключается общесудовая вентиляция ОСВ. При неисправностях включается звонок Зв и соответствующая характеру неисправности сигнальная лампа ЛН. Питающее устройство ПУ подключено к основному ОИ и резервному РИ источникам и питает все цепи системы.

Общее устройство системы дымной сигнализации с пожарным извещателем в центральной станции и периодическим контролем пожарного состояния помещений показано на рис. 1. С помощью общих устройств станции ОУС контролируется состояние основных элементов системы и включаются приборы сигнализации управления. При пожаре включаются звонок Зв, лампа тревоги ЛТ и лампы индикации места пожара Л1—ЛN, выносные звонки тревоги ЗвТ и пожарный насос ПЖН, отключается вентиляция ОСВ. При повреждениях включается звонок Зв и лампы индикации ЛН1—ЛНЗ.

Рис. 1. Структурная схема станции дымной пожарной сигнализации

Системы пожарной сигнализации температурного типа в настоящее время нашли наибольшее распространение на судах.

Преимущественное распространение на судах получили также температурные системы пожарной сигнализации лучевого типа, например ТОЛ-10/50С.

Пожарные извещатели

В судовых системах пожарной сигнализации применяются ручные и автоматические пожарные извещатели. Основным элементом ручного извещателя является контактная группа с кнопкой.

Автоматические пожарные извещатели различаются по признакам пожара, на которые они реагируют, а также по принципам действия и устройству.

В основном на судах применяются два типа автоматических пожарных извещателей по принципу реагирования на пожар: температурные (или тепловые), дымовые.

Максимальные температурные извещатели с плавкой вставкой

При плавлении вставки 6 (рис. 2, а) шток 5 под действием пружины 4 опускается и контакты 1 размыкаются. Корпус 2 крепится к подволоку, крышка 3 имеет резьбовое соединение с корпусом. Изменение настройки производится заменой крышки с плавкой вставкой.

Температурные пожарные извещатели с биметаллическими пружинами.

Простейший максимально дифференциальный извещатель (рис. 2,б) состоит из двух одинаковых биметаллических пружин 1, 2. При быстром повышении температуры пружина 1 прогибается вниз больше, чем экранированная пружина 2, контакты 3 размыкаются и извещатель срабатывает как дифференциальный. При медленном повышении температуры обе биметаллические пружины изгибаются одинаково вниз и контакты 3 не размыкаются, пока пружина 2 не достигнет упора 4. При дальнейшем увеличении температуры прогибает только пружина 1, которая размыкает контакты, и извещатель срабатывает как максимальный.

Бесконтактные температурные извещатели

В качестве чувствительных элементов используются полупроводниковые терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления — термисторы. Такие извещатели соединяются со станцией через специальные усилители.

Рис. 2. Контактные температурные пожарные извещатели

Система пожарной сигнализации ТОЛ-10/50-С

Система пожарной сигнализации с приемно-сигнальной станцией лучевой системы с оптической фиксацией сигналов тревоги емкостью от 10 до 50 номеров типа ТОЛ-10/50-С устанавливается на морских и речных судах с неограниченным районом плавания. Кроме общестанционного блока, в систему пожарной сигнализации входят пожарные извещатели и источники питания.

В качестве пожарных извещателей могут применяться:

а) ручные контактные кнопочные извещатели типа ПКИЛ-4М;
б) контактные автоматические тепловые извещатели типов МДПИ, АТИМ-3 и др.;
в) бесконтактные автоматические тепловые извещатели ПОСТ-1-С с бесконтактными температурными датчиками типов ДМ-С, ДМД-С, ДМВ-70.

Эксплуатация систем пожарной сигнализации

Работоспособность систем пожарной сигнализации проверяется ежедневно при помощи встроенных контрольно-испытательных устройств. Периодичность технического обслуживания определяется Правилами технической эксплуатации судовых технических средств и инструкциями изготовителей систем. В первую очередь устраняются неисправности, вызывающие появление ложных и не прохождение действительных сигналов пожара. Следует учитывать, что из-за частых ложных срабатываний системы вахтенная служба начинает относиться к сигналам о пожаре с недоверием, может не принять экстренных мер по тушению пожара на ранней стадии. При этом будет упущено время, когда применение средств пожаротушения наиболее эффективно.