Северное Причерноморье... Заселение его обширных степей относится к глубокой древности. В первом тысячелетии до н. э. здесь расселялись скифы, создавшие в VII веке до н. э. военноё государственное образование рабовладельческого типа, которое расположилось на обширной территории от Дона до Дуная. В те же примерно времена на побережье Северного Причерноморья обосновались греки, переселявшиеся сюда из Малой Азии и островной Греции. В ряде пунктов побережья они основали свои города-колонии (Тира — в низовьях Днестра, Ольвия — на Днепро-Бугском лимане и другие), которые представляли собою небольшие государства также рабовладельческого типа. Между греческими колониями и скифами существовали тесные связи.
В III веке до н. э. в Северном Причерноморье появляются племена сарматов, этнически родственные скифам. С течением времени в древних исторических хрониках вместо названия «Скифия» появляется «Сарматия».
В первых веках новой эры на историческую арену выходят восточные славяне (венеды). Они успешно занимались хлебопашеством, ремеслами, а также вели торговлю с Восточным Римом — Византией, отправляя товары вниз по Днепру на челнах. Прародиной венедов является территория современной Правобережной Украины между Днепром и Днестром, которую еще в VIII—IV веках до н. э. заселяли земледельческие племена праславян. Античные историки указывали, что земли венедов ограничивались на юге степями Северного Причерноморья. Вместе с тем в первые века новой эры отмечается постепенное расширение территории расселения славян, в частности проникновение их в Причерноморье. Особенность славянского расселения состояла в том, что оно осуществлялось без отрыва от основных земель и носило характер мирной колонизации. Этим славяне резко отличались от многочисленных кочевых племен, периодически наводнявших степи Северного Причерноморья. По оценкам древних источников, венеды определялись как один из ведущих народов, составлявших в то время коренное население Восточной Европы.
Массовое перемещение племен, известное в истории как «великое переселение народов» (II—VII века), охватило также Юго-Восточную Европу и особенно район Северного Причерноморья, лежавший на пути кочевников, продвигавшихся с востока. Этнический состав населения Северного Причерноморья в эту эпоху был необычайно пестрый: сарматские кочевые племена, готские племена скандинавского происхождения, гунны — кочевники-скотоводы, отличавшиеся особой жестокостью и разбоем. Степями Причерноморья проходили на запад и многие другие племена. На самом побережье, помимо продолжавших здесь существовать греческих колоний, расселялись анты. Так называлась та часть славян-венедов, которая населяла побережье между Днепром и Днестром, а также территорию к северу от Причерноморья и Приазовья. В письменных источниках анты упоминаются начиная со второй половины IV века. Известно, что анты поддерживали связи с Византией, где они пользовались репутацией искусных воинов и мореходов.
В середине V века гунны были разгромлены на подступах к границам Римской империи, после чего их военно-политическая организация распалась. Начиная с этого времени в Северном Причерноморье и Подунавье усиливается политическая активность славянских племен. В VI веке славяне играют здесь роль значительной политической силы. Вместе с другими племенами славяне в VI—VII веках ведут длительную борьбу с Византийской империей. Одновременно насущной задачей была организация защиты от нападений степных кочевников. Восточные славяне первыми принимали удары кочевников, тем самым защищая от них европейские народы. Сложные отношения сложились с хазарами, которые в середине VII века основали свое государство (Хазарский каганат) и вели политику порабощения народов Северного Причерноморья. Суровая борьба с хазарами длилась более трех веков и завершилась разгромом Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 году.
Процесс объединения восточных славян и формирования единой древнерусской народности привел к образованию на рубеже VIII— IX веков Древнерусского государства — Киевской Руси. Это значительно упрочило присутствие славян в Северном Причерноморье. Здесь проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки» и размещался перевалочный пункт Олешье, расположенный в устье Днепра (в районе нынешнего Цюрупинска).
Через степи Причерноморья вели свои боевые дружины князья Киевской Руси Олег, Игорь, Святослав; отсюда совершались дерзкие морские походы против Византии, на Константинополь. Вместе с тем между Киевской Русью и Византией существовали оживленные торговые связи, заключались торговые договоры. Русские корабли, преодолевая Черное море с мирными намерениями, достигали Константинополя, который в те времена был одним из крупнейших центров мировой торговли. Привозили сюда меха, кожи, воск и другие товары, а обратно — дорогие ткани, ювелирные изделия, церковную утварь, различные предметы роскоши.
XI—XII века были отмечены для Киевской Руси непрестанным противоборством с половцами. А XIII век принес трагедию татаро-монгольского нашествия, крушение Киевской Руси. Северное Причерноморье на длительное время оказалось оторванным от славянских земель; оно было насильственно включено в состав Золотой Орды — государства, созданного татарскими захватчиками. Славянское население вытеснили с побережья. Впрочем, имеются свидетельства о том, что даже в эти мрачные времена в отдельных местах сохранялись их поселения, в частности, в низовьях Днестра, в районе Белгорода, на острове Березань, в некоторых пунктах Крыма. Продолжались даже плавания славян по Черному морю.
Дальнейшее развитие привело к крупным изменениям исторической ситуации. Происходит ослабление Золотой Орды, которое завершается ее распадом. Начинается и набирает силу процесс воссоздания Российского государства, теперь уже с центром в Москве. Знаменитой победой в Куликовской битве (1380 год) Московская Русь нанесла сильнейший удар по татарскому владычеству, хотя полная его ликвидация последовала значительно позже.
В конце XIV века, воспользовавшись ослаблением Золотой Орды, власть над Северным Причерноморьем захватило Великое княжество Литовское, установившее к тому времени контроль над Белоруссией и значительной частью Украины. Литовские князья воздвигли на Юге ряд замков и укреплений. Но надолго удержать этот край не смогли.
Дальнейшие события связаны с захватом Малой Азии турками, которые уничтожили Византийское государство с его многовековой культурой и основали здесь под знаменем ислама Османскую империю. Это государство стало проводить агрессивную, захватническую политику. После взятия Константинополя в 1453 году турецкая экспансия распространилась на весь Балканский полуостров, Черноморское побережье Кавказа. В 1475 году вассалом Османской империи становится Крымское ханство, которое возникло в 40-х годах XV века, после распада Золотой Орды.
С помощью своего вассала Турция методически ведет захват земель Северного Причерноморья. В 1484 году были взяты принадлежавшие в то время Молдавии крепости Четатя-Албе (Белгород), Измаил и Килия. К середине XVI века обширное побережье от низовьев Днепра до Прута оказалось под контролем Османской империи. Был образован Очаковский эйялет, т. е. провинция, которая управлялась турецким пашой. Турки построили сеть крепостей и укрепленных поселений — опору своей военно-феодалыюй власти. Одним из таких пунктов и стал Хаджибей, расположенный на месте нынешней Одессы.
История возникновения Хаджибея, дата его основания и происхождение названия достоверно не установлены. На этот счет существуют различные версии. Одна из них состоит в том, что Хаджибей был основан татарами еще в XIV веке и первоначально назывался Качибей по имени некоего татарского предводителя. Впрочем, также не лишена вероятности и версия о том, что после захвата этих мест Литвои литовский вельможа по имени Коцюба-Чушанский основал здесь селение, получившее название Коцюбей. действительно, селение под таким названием впервые упоминается в исторических хрониках в 1415 году.
Итак, в XVI—XVII веках в Северном Причерноморье безраздельно властвовали турки. Правда, фактически их власть была реальной лишь в районах приморских укрепленных городов и поселений. В степях же больше хозяйничали крымские и ногайские татары.
Под властью турецкого султана и крымского хана земли Северного Причерноморья находились почти полностью в запустении; недаром их называли тогда «Диким полем». Здесь не было четко обозначенных государственных границ, и постепенно эти места становились прибежищем различного пришлого люда с севера, бежавшего от гнета феодалов, от произвола властей, от национального притеснения. Здесь, на исконных славянских землях, стало формироваться украинское население. Но, чтобы противостоять турецко-татарскому владычеству, нужна была военная сила. Такой силой с конца XVI века в какой-то мере стала Запорожская Сечь — своеобразная республика украинского казачества. Эта уникальная народная военная организация сформировалась и базировалась в районе среднего течения Днепра. Именно она сыграла крупную роль в защите южных украинских земель от турецко-татарской агрессии и в большой мере способствовала процессу восстановления здесь оседлого славянского населения, прежде всего украинского.
Запорожские казаки вели активные военные действия не только на суше, но и на море. Они сами строили и отлично освоили своеобразные легкие суда («чайки»), на которых выходили в открытое море, совершая отважные нападения на опорные пункты турок (Очаков, Феодосию, Варну и другие). К легендарным подвигам запорожцев относятся их выходы к побережью Турции — Трапезунду, Синопу и даже Константинополю.
Важным историческим событием явилось добровольное воссоединение Украины с Россией в 1654 году. С того времени судьбы Северного Причерноморья и Крыма стали неразрывно связанными с Российским государством. Особенностью географического положения России в то время была ее изоляция от Западной Европы, что отрицательно сказывалось на развитии страны в экономическом, политическом и культурном отношении. Как известно, вплоть до конца XVII — начала XVIII века устье Невы контролировалось шведами, так же как устья Дона, Днепра, Южного Буга, Днестра и Керченский пролив находились в руках у Турции и Крымского ханства. Нужен был выход к морю.
Реализация этих целей развернулась в петровскую эпоху. В первой четверти XVIII столетия было «прорублено окно» в Европу путем выхода на Балтику. Это было время крупных перемен, открывшее для Российского государства небывалые раньше возможности развития торговых и культурных связей со странами Западной Европы. Неизмеримо возросла военно-политическая мощь России. И все же была сделана лишь половина дела. Условия торговли со странами Средиземного моря через Балтику оставались крайне неблагоприятными.
Естественное морское сообщение России с Южной Европой, т. е. сообщение через Черное море, было наглухо перекрыто Османской империей (Турцией), захватившей почти все черноморское побережье. Необходимость прорубить «южное окно» в Европу была осознана еще молодым Петром, предпринявшим походы против турецкой крепости Азов.
Первый такой поход в 1695 году успеха не принес. Сделав правильные выводы из причин неудачи, Петр принял энергичные меры по организации кораблестроения на юге страны. Уже в следующем году удалось снарядить внушительную эскадру, которая во взаимодействии с сухопутными войсками в июле 1696 года принудила к капитуляции гарнизон Азова. Используя открывшиеся возможности, Петр незамедлительно, в том же 1696 году, выбрал пункт для строительства порта на Азовском море — Таганрог. Столь же быстро были развернуты строительные работы, в дальнейшем Петр внимательно следил за ходом постройки порта.
Значимость ситуации состояла также в том, что русский флот впервые после нескольких столетий получил возможность выхода в Азовское море. Однако на предложение заключить мирный русско-турецкий договор, в котором предусмотреть право свободного плавания русских судов по Черному морю, Турция дала резко отрицательный ответ.
В итоге закрепить первые успехи на юге в петровскую эпоху не удалось. Тем более, что все силы молодой России, все внимание, были тогда сосредоточены на западе, где в бескомпромиссном противоборстве со Швецией решалась главная в тот момент историческая задача выхода страны к Балтийскому морю. А на юге Россия вскоре оказалась вынужденной отступить: был отдан туркам Азов, 'ликвидированы созданные в том районе укрепления. Согласно договору 1711 года Турции передали Таганрогский порт, строительство которого к тому времени уже почти закончилось; при этом надводные части построенных портовых сооружений были разрушены.
Таким образом, другая часть исторической задачи — выход к южным морям — оставалась невыполненной. Эту задачу предстояло решить в длительном противоборстве с Турцией, в кровопролитных войнах и сложных дипломатических акциях. Россия здесь не только отстаивала свои государственные интересы, но и активно выступала в поддержку балканских народов в их борьбе за освобождение от османского ига.
Следующим этапом стала война 1735—1739 годов, в результате которой Россия возвратила себе Азов, а также некоторые территории на азовском побережье. Это несколько продвинуло ее границы ближе к Черному морю, но не решало задачу свободного выхода в него, поскольку Керченский пролив оставался под турецким контролем.
Новые территориальные изменения принесла русско-турецкая война 1768—1774 годов. В ходе этой войны русские войска заняли Крым. В июле 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила, наконец, право свободного плавания своих торговых судов по Черному морю и прохода через проливы, Турция признала независимость Крыма. России были также переданы земли, лежащие между Южным Бугом и Днепро-Бугским лиманом.
Проблема дальнейшей судьбы Крыма оставалась одной из наиболее острых и вокруг нее развернулась сложная дипломатическая борьба. Точка была поставлена в 1783 году рескриптом Екатерины II о включении Крымского ханства в состав Российской империи. Однако этот шаг не остался без ответа. Во-первых, тогдашние правящие круги ряда западноевропейских стран (прежде всего Англии, Франции, Пруссии и др.) усматривали в нем опасное для себя укрепление могущества России. Во-вторых, явно не могла примириться с таким решением Турция, которая считала бесспорными свои права на исламское Крымское ханство и Северо-Западное Причерноморье.
Османская империя, как уже отмечалось, крепко обосновалась в этом регионе, создала здесь цепь своих крепостей и военно-морских баз, при помощи которых установила контроль над устьями важных водных артерий — Днепра, Ю. Буга, Днестра, т. е. над Северным Причерноморьем. К системе этих укреплений, в частности, относилась и построенная в 1764 году крепость Ени-Дунья близ селения Хаджибей.
5 августа 1787 года турецкий султан предъявил России ультиматум о немедленном возвращении Крыма и об аннулировании всех русско-турецких соглашений. Ультиматум, естественно, не был принят, и 13 августа 1787 года Оттоманская Порта объявила войну России. Этот во многом рискованный Поступок объяснялся, кроме всего прочего, твердой уверенностью султана в военной поддержке со стороны западных государств, которые всячески подстрекали его на выступление против России.
Так началась русско-турецкая война, события и последствия которой имеют непосредственное отношение к возникновению порта и города Одессы.
Политический смысл этой войны не ограничивался вопросом судьбы Крыма, но имел иное, еще более важное измерение. Россия к концу XVIII века выступала на европейской арене как крупнейший экспортер важнейших товаров (железа, леса, пеньки, зерна и ряда других). Она заключила ряд торговых соглашений, в частности, с Францией, Португалией, Австрией, Неаполем, но торговля со всеми этими странами велась, естественно, через балтийские порты. Русский экспорт в значительной мере контролировался Англией, которая получала выгоды от посреднической торговли. Швеция, Пруссия также были заинтересованы в том, чтобы не допускать выход России к черноморскому побережью.
Потенциальной зоной этого выхода справедливо считалось побережье между Ю. Бугом и Днестром, так называемая Очаковская область. Именно ее порты могли бы обеспечить морской выход богатейшим ресурсам Южной России, Правобережья и Западной Украины, а также Дунайским княжествам, которые пользовались покровительственным к ним отношением со стороны России. Вопрос о выходе России к черноморскому побережью в этом регионе стал в те годы одним из центральных узлов европейских Противоречий. По сути речь шла о судьбах международного торгового судоходства на Юге Европы.
Ход военных действий сложился не в пользу Турции. В решающих пунктах театра военных действий русские войска, ведомые великим полководцем А. В. Суворовым, одерживали блестящие победы. Не оправдался и стратегический расчет султана на поддержку Запада, где расчетам европейских политиков во многом помешали события Великой Французской революции. Как бы то ни было, но реальной военной помощи Турция не получила, и война, продолжавшаяся более четырех лет (1787—1791), была ею начисто проиграна.
Из всего богатого калейдоскопа событий, которыми оказалась насыщена эта война, остановим здесь наше внимание лишь на одной операции, хотя историки и не относят ее к числу решающих и особо значительных. Речь идет о взятии русскими войсками и украинскими казаками укрепленного турецкого пункта Хаджибей, расположенного именно в том месте, где через несколько лет будут основаны порт и город Одесса.
Впрочем, высшее руководство России, видимо, не считало взятие Хаджибея второстепенным делом. Наоборот, ему придавалось серьезное значение как важному этапу в борьбе за Очаковскую область. Об этом, в частности, свидетельствует интерес Екатерины II к этой крепости и ее требование докладывать о ходе подготовки операции.
Хаджибей являлся тогда одним из основных пунктов передового базирования турецкого флота. Он представлял собою относительно небольшое селение с построенным турками замком Ени-Дунья.
Задача взятия Хаджибея возлагалась на размещенный в районе Очакова корпус генерал-поручика Гудовича. Направленный в подчинение Гудовича генерал-майор Дерибас в начале лета 1789 года был нацелен на подготовку к этой операции. Выполняя задание, он тщательно изучал местность, уточнял карты, организовал активную разведку. В конце июля Дерибас был назначен командовать передовым отрядом.
3(14) сентября 1789 года войска выступили из-под Очакова и в течение недели выдвинулись на близкое расстояния к Хаджибею; в ночь на 12 сентября форсировали перешеек между морем и лиманами. 13 сентября в районе Кривой Балки передовой отряд соединился с подошедшими подкреплениями и изготовился к бою. 14(25) сентября в 4 часа утра Дерибас повел войска на штурм. В соответствии с разработанным планом батальон под командованием полковника Хвостова при поддержке с флангов двух полков черноморских казаков во главе с А. Головатым и 3. Чепигой внезапной атакой овладели замком. Правда, на рассвете к Хаджибею подошел турецкий флот. Располагая значительным превосходством в артиллерии, корабли открыли сильный огонь по берегу. Однако, встретив отпор русских-батарей, на высадку десанта турки не решились.
Разработанный Дерибасом план операции предусматривал наряду с захватом Хаджибея нанесение комбинированного удара по турецкому флоту как с берега, так и с моря — силами эскадры контр-адмирала Войновича. Однако тот, ссылаясь на неблагоприятную погоду, свои корабли к Хаджибею не привел. Лишь 18 сентября к Хаджибею был направлен из Севастополя флот под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова, который принудил неприятеля удалиться и этим выполнил задачу предотвратить повторное нападение турецкого флота на крепость.
Взятие Хаджибея было торжественно отпраздновано в Петербурге. Суворов дал высокую оценку этому событию и поздравил Дерибаса с одержанной победой. Дерибас и другие отличившиеся участники боя (в их числе украинские казаки) были награждены.
Крепость Ени-Дунья со всеми службами (казармами, складами и т. п.) располагалась на возвышенности: в привязке к современной планировке города это территория между Приморским бульваром и Воронцовским переулком. Собственно замок размещался на месте существующих домов № 1—2 (в настоящее время каких-либо видимых следов прошлого здесь не сохранилось). Согласно описанию, составленному в прошлом веке по рассказам старожилов, замок представлял собою небольшой четырехугольник, окруженный земляным валом. Посередине его возвышался дом паши, около которого в стороне была устроена глубокая ниша для хранения пороха. По углам стояли четыре пушки. Спустя месяц после штурма по приказу Потемкина замок был уничтожен.
Неподалеку от этого места находилось селение, состоявшее из землянок, выстроенных из местного камня, покрываемых на зиму войлоком. Внизу на берегу стояла башня-маяк, а около нее размещались небольшие склады для провианта, который доставлялся сюда из Измаила, Очакова, Аккермана для нужд местного гарнизона. Отсюда же производилась и погрузка товаров, вывозившихся морем из Хаджибея.
О морской торговле Хаджибея времен турецкого владычества известно лишь, что торговля эта была совершенно незначительной, основными (если не единственными) предметами вывоза были пшеница и кожи. Впрочем, любопытно отметить, что в этой торговле украинцы и русские уже принимали некоторое участие. В частно^ сти, известно, что еще в 1768 году купец из Елисаветграда Семен Сенковский через Хаджибей установил торговые связи с Константинополем.
И. М. Дерибас
А первым русским купцом, поселившимся в Хаджибее уже при русской администрации в 1792 году, стал орловский купец Иван Лифинцов.
Единственная в Хаджибее небольшая деревянная пристань для мелких судов была незащищенной от волнения и, следовательно, небезопасной. Хотя судоходство осуществлялось только в летнее время, когда устанавливалась хорошая погода, шкипера не доверяли Хаджибейскому заливу и торопились как можно быстрее покинуть его. К тому же пристань к концу века совсем обветшала.
Таким образом, строительство порта здесь предстояло начинать с нуля.
Бой за Хаджибей оказался настолько скоротечным, что турки не успели отвести все свои корабли и вынуждены были затопить в заливе некоторые из них (так называемые «лансоны»). Силами казачьих подразделений эти корабли были подняты со дна залива, вооружены трофейными же пушками и значительно усилили состав русской гребной флотилии. Потом будет легендарный суворовский штурм главной турецкой крепости — Измаила, в котором гребная флотилия сыграла немаловажную роль.
А. В. Суворов
Война закончилась подписанием 29 декабря 1791 года Ясского трактата, зафиксировавшего новые территориальные реальности. Турции пришлось расстаться с надеждами на Крым, отныне он становился составной частью Российской империи. Более того, Порте пришлось признать вхождение в состав России территории Северного Причерноморья между Южным Бугом и Днестром (включая, таким образом, и Хаджибей).
В результате в повестку дня встали задачи, связанные с освоением края и обеспечением его защиты. Одним из первых мероприятий царских властей в Северном Причерноморье стало решение о создании так называемой Днестровской линии крепостей, включавшей Тирасполь, Овидиополь и Хаджибей. Осенью 1792 года командующим всеми вооруженными силами на Юге назначается А. В. Суворов. Тогда же учреждается Экспедиция для строения пограничных крепостей во главе с Ф. Деволаном. Общее руководство строительством всех военных объектов в этом регионе было возложено на Суворова.
В Хаджибее надлежало построить крепость, рассчитанную на гарнизон в две тысячи человек и 120 орудий, которая обеспечила бы контроль над заливом, где намечалось базирование военной гребной флотилии. Первоначальная задача, таким образом, носила чисто военный, относительно узкий характер. Однако подход Суворова к проблеме не ограничивался этими вообщем то узкими рамками; кругозор и интуиция подсказывали ему перспективность Хаджибея также в других аспектах и определили размах, масштабность его планов и конкретных действий. К изыскательским и проектным работам привлекаются военные инженеры Ф. Деволан, А. Шостак и ряд других опытных специалистов, находившихся в его подчинении. В начале 1793 года проект отправляется в Петербург.
Не ожидая его утверждения, на месте проводится интенсивная подготовка к производству работ; 10(21) июня 1793 года приступили к строительству.
Для сооружения крепости выбрали площадку, возвышающуюся над заливом (территория нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Т. Г. Шевченко). Это был комплекс, включавший помимо укреплений казармы, цейхгаузы, мастерские, погреба, госпиталь и другие объекты. Одновременно предполагалось создание Адмиралтейства или Малой крепости на территории бывшего турецкого замка, а также сооружение эллингов и доков (в районе расположения нынешнего судоремонтного завода имени 50-летия Советской Украины).
Концентрация турецких войск на границе, угроза новой войны, усиливают значение плана Суворова в глазах правительства. Используя ситуацию, он в начале 1794 года пересматривает план укреплений Хаджибея, включает в него ряд дополнительных объектов соответственно своему принципиальному подходу к перспективам города и порта. Помимо гавани для военных кораблей теперь предусматриваются также и купеческие пристани. Эти первые деревянные пристани строились в виде дощатых платформ на свайном основании.
Серьезное внимание уделяется и жилищному строительству: на смену примитивным глинобитным мазанкам приходят дома из местного камня-ракушечника.
По существу, деятельность Суворова в этот период предвосхитила предстоящее решение о строительстве в Хаджибее порта и города. Выполненные к августу 1794 года работы составили определенный задел для предстоящей большой программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий