Многополюсные электродвигатели — это электрические машины, имеющие больше двух магнитных полюсов в статоре и роторе. В отличие от двухполюсных двигателей, они работают на более низких скоростях при той же частоте питания, но обеспечивают больший крутящий момент.
Принцип действия
- Статор состоит из обмоток, расположенных так, чтобы формировать несколько пар магнитных полюсов (например, 4, 6, 8 и более).
- Ротор может быть короткозамкнутым (в асинхронных двигателях) или с обмотками (в синхронных).
- Переменный ток в статорных обмотках создает вращающееся магнитное поле, которое взаимодействует с ротором, вызывая его вращение.
- n — скорость вращения (об/мин),
- f — частота сети (Гц),
- P — число пар полюсов.
- Переменный ток в сети создает переменное магнитное поле, которое меняет свое направление дважды за каждый цикл (один раз в положительном направлении, один раз в отрицательном).
- Один полный цикл переменного тока образует две смены полярности магнитного поля.
- Чтобы выразить скорость в оборотах в минуту (об/мин), используем коэффициент 60 (секунды в минуте).
- Так как за один период частоты поле проходит два изменения, множим еще на 2.
Таким образом: 60 х 2 = 120
Это позволяет нам связать частоту сети (f, Гц), количество пар полюсов (P) и скорость вращения ротора (n, об/мин).
Пример расчета
Если сеть 50 Гц и двигатель имеет 4 полюса (2 пары полюсов), то:
Если сеть 60 Гц, например в США, и двигатель тоже 4-полюсный, то:
Этот коэффициент применяется как для синхронных, так и для асинхронных электродвигателей (с учетом скольжения в последних).
Разбор по шагам
- Частота сети f измеряется в герцах (Гц), что означает количество циклов переменного тока в секунду.
- Вращающееся магнитное поле статора меняет свою полярность дважды за один цикл (один раз северный полюс становится южным и обратно).
- Поэтому фактическая частота вращения магнитного поля в электрических циклах равна f × 2.
- Чтобы перевести частоту в обороты в минуту (об/мин), умножаем на 60 (так как в минуте 60 секунд).
Многополюсные электродвигатели можно классифицировать по следующим критериям:
-
По типу тока:
- Переменного тока (АС) – синхронные и асинхронные.
- Постоянного тока (DC) – коллекторные и бесколлекторные.
-
По конструкции:
- Асинхронные – имеют ротор, который следует за вращающимся магнитным полем с небольшим запаздыванием (скольжением).
- Синхронные – ротор вращается синхронно с магнитным полем без скольжения.
-
По количеству полюсов (P):
- 2 полюса (3000 об/мин при 50 Гц).
- 4 полюса (1500 об/мин).
- 6 полюсов (1000 об/мин).
- 8 полюсов (750 об/мин) и больше.
Основной принцип работы заключается в создании вращающегося магнитного поля статора, которое индуцирует ток в роторе (в асинхронных) или заставляет ротор следовать за ним (в синхронных).Чем больше полюсов, тем ниже скорость вращения при фиксированной частоте сети.
- Высокий крутящий момент – больше полюсов означает лучшее распределение магнитного потока и более высокий момент.
- Снижение вибраций и шума – плавная работа из-за меньшей скорости.
- Более точное управление скоростью – в сочетании с частотными преобразователями.
- Энергоэффективность – в некоторых режимах работы многополюсные двигатели могут быть более эффективны, чем стандартные двухполюсные.
- Больший размер и масса – многополюсные двигатели требуют большего количества меди и железа.
- Уменьшенная скорость вращения – не подходит для высокоскоростных приложений.
- Краны, подъемные механизмы.
- Конвейеры, металлорежущие станки.
- Вентиляторы, насосы, компрессоры.
- Приводы электропоездов, метро.
- Дробилки, мельницы, насосные станции.
- Прецизионные системы позиционирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий