На сегодняшний день сложно себе представить освещение в квартирах, домах и даже улицах без LED (светодиодных) ламп, которые вытесняют лампы накаливания и люминесцентные лампы ("экономки"). В этом плане судно не является исключением и даже на старых судах идёт плановая замена всего освещения на LED.
Что касается ламп накаливания и "экономок" с цоколями E27, то тут все просто, достаточно использовать готовые лампы, которые предлагают поставщики. Также существуют LED прожекторы, которые можно без каких-либо сложностей устанавливать вместо прожекторов с газоразрядными лампами или галогенками.
Другое дело обстоит с трубчатыми люминесцентными лампами, которые имеют внешние пусковые, рабочие цепи управления и состоят, как правило, из дросселей или электронных балластов, стартеров и конденсаторов. Схема розжига люминесцентных ламп довольно простая и представлена на рисунке 1 ниже.
Если вас интересует, как работает схема розжига и работы люминесцентной лампы с дросселем, то рекомендую почитать здесь.
Замена люминесцентного освещения на LED в условиях судна
В своей практике я уже встретил три вида LEDTube ламп, которые поставляются на суда. Кстати, состоят такие лампы из светодиодных лент, закрытых в трубки, а также драйверов (блоков и источников питания), которые скрыты внутри лампы.
Самый лучший вариант, это лампы, которые можно использовать без изменения цепи управления, достаточно заменить лампу и вытащить стартер со схемы. Но также попадаются лампы, которые требуют изменения схемы управления.
Первый вариант можно увидеть на рисунке 2. Используется только LED лампа и дроссель.
Рис. 2. Переделка схемы для использования LEDTube ламп
Здесь представлены две схемы, с одной лампой и двумя лампами. При этом дроссель (черный прямоугольник) остается в схеме, а два конца, которые подходят к холдеру (патрону) со встроенным стартером, закорачиваются помимо холдера. Холдер в таком случае выполняет только крепежную роль для лампы (помечено, как "holder with starter, no connection to the circuit).
Наглядно переделку схемы можно посмотреть на фото ниже.
Также встречается вариант LEDTube ламп, которые не требуют изменения цепи управления, но необходимо вместо стартера ставить "обманку" предохранитель 1А - 1.5A, который имеет вид стартера.
Кроме этого поставщики таких ламп предлагают разные варианты их использования вплоть до прямого подключения к сети, для этого нужно полностью убирать балласты (дроссели) из цепи.
Но пока что поставки таких ламп не являются регулярными на суда и поэтому целесообразно оставлять схемы управления не тронутыми на случай обратного использования люминесцентных ламп.
Форма заказа LEDTube ламп на судне
Также предлагаю ознакомиться с инструкцией от производителя LEDTube ламп на рисунке 4.
Рис. 4. Инструкция по использованию и изменению схем управления LEDTube ламп
Преимущества использования LEDTube ламп вместо люминесцентных на судне видны сразу. Из практики могу сказать, что хотя они и греются, но всё таки меньше, чем люминесцентные лампы, соответственно холдеры (патроны) "живут" дольше. Значительно меньше греются в районе холдеров.
Светоотдача визуально лучше и срок эксплуатации дольше. Имея опыт работы около 2 лет на одном судне, LEDTube лампы ни разу не перегорали, в то время как люминесцентные теряли светоотдачу (люминофор потихоньку выгорал). На фото выше наглядно видно сразу две проблемы люминесцентных ламп. В тоже время за эти два года перегорали LED лампы E27, но тут много зависит от производителя.
Также использование LED ламп на судне уменьшает расход топлива энергетической установки, это видно по нагрузке (по стрелке амперметра) на панели 220В, которая со временем замены всего освещения на светодиодное значительно упала. Соответственно нагрузка на генераторы и кабель меньше.
Для судовых электромехаников такие лампы - это спасение, т.к. очень часто приходится работать на судне одному без помощников, а поддерживать хорошую освещенность судна не всегда получается вовремя из-за других более важных задач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий