К обширной группе грузоподъемных устройств относятся электроприводы судовых грузоподъемных механизмов общего назначения (лебедки, краны), электроприводы лифтов, шлюпочных и буксирных лебедок, электроприводы плавучих кранов, траловых лебедок и рыбопромысловых механизмов.
Электроприводы лебедок и кранов работают в напряженном повторно-кратковременном режиме. Нагрузка электропривода изменяется в широких пределах — от холостого хода до номинальной величины, причем возможны также перегрузки.
Основное требование, предъявляемое к электроприводам грузовых лебедок и кранов,— обеспечить высокую производительность. Чем выше производительность судовых грузоподъемных механизмов, тем меньше продолжительность грузовых операций, короче стоянки судов в портах и экономичнее их эксплуатация.
В настоящее время применяют быстроходные лебедки со сравнительно высокими скоростями подъема полного груза (40— 50 м/мин). Дальнейшее увеличение скорости подъема полного груза из-за небольшой высоты подъема сокращения времени цикла почти не дает. В то же время нужно иметь более высокие скорости для работы с пустым гаком и грузами массой, меньшей номинальной. Кроме того, для плавного трогания, опускания и перемещения груза нужны низкие скорости.
Таким образом, для безопасной и высокопроизводительной работы электропривод грузовой лебедки или крана должен допускать регулирование частоты вращения в 3—3,5 раза больше и в 5—6 раз меньше номинальной.
Большое влияние на производительность грузоподъемного механизма оказывает время разгона и торможения. Нужен большой пусковой момент, но в то же время он не должен быть слишком большим, так как при большом ускорении можно разорвать такелаж. Система торможения должна быть эффективной и надежной.
Электроприводы лебедок и кранов должны обеспечивать надежную работу при кренах судна и дифферентах, быть надежными и безопасными, иметь простую и удобную систему управления, быть компактными, недорогими и экономичными.
Наиболее приспособленным для работы в качестве электропривода грузоподъемного устройства является компаундный электродвигатель постоянного тока. Он обеспечивает плавный пуск с достаточным пусковым моментом, хорошо приспособлен для работы в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками и торможениями, имеет необходимое число скоростей и хорошие тормозные характеристики.
Однако общеизвестные преимущества переменного тока неоспоримы. На морском флоте 86% электроприводов грузоподъемных устройств работают на переменном токе. Особенно надежен асинхронный короткозамкнутый электродвигатель переменного тока. Для электроприводов грузовых лебедок и подъемных механизмов грузовых кранов рационален привод с трехскоростным асинхронным электродвигателем, а для механизмов поворота крана и изменения вылета стрелы—с двухскоростным. Переход с одной скорости на другую осуществляется переключением обмотки статора (изменением числа пар полюсов).
Значительно реже применяют асинхронные электродвигатели специальных конструкций, которые дают несколько улучшенные рабочие характеристики, но требуют в эксплуатации тщательного ухода.
Схему электропривода грузоподъемного устройства обычно выполняют контакторной; она имеет хорошую автоматизацию, чтобы исключать опасные режимы работы. Например, при переводе рукоятки управления с нулевого положения в третье электродвигатель все равно работает сначала на первой скорости, затем автоматически переходит на вторую и третью.
Длительная работа контакторов схемы в режимах частых включений и выключений приводит к их неполадкам, из-за чего применяют бесконтактный электропривод на базе тиристоров.
Дальнейшее развитие электропривода грузоподъемных устройств идет по пути совершенствования электрооборудования с многоскоростными асинхронными двигателями, а также внедрения тиристорных электроприводов постоянного и переменного тока.
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!
-
Рулевое устройство состоит из руля, передаточного механизма, электродвигателя или нескольких электрических машин и системы управления. Клас...
-
На рис. 1 показаны простейшие экономичные схемы управления тиристорами . Наиболее простой метод включения тиристора представлен на рис. 1, а...
-
Параллельная работа генераторов переменного тока требует соблюдения более сложных условий, чем параллельная работа генераторов постоянного т...
-
Рулевые телеграфы применяются для передачи команд из рулевой рубки в румпельное отделение о необходимых перекладках пера руля при переходе...
-
Конструктивные особенности, а также непрерывное усовершенствование синхронных генераторов с самовозбуждением привели к многообразию регулято...
-
Классификация рулевых электроприводов Основным классификационным признаком рулевых электроприводов является тип передачи крутящего момента...
-
На большинстве морских судов брашпили и шпили имеют электрический привод. Обычно для электродвигателей брашпилей и шпилей применяются сле...