Кабельная трасса в процессе монтажа:
1 - подвески с кабелем; 2 - пустые подвески; 3 - временные подвески из троса в резиновой трубке; 4 - затянутые, но не уложенные в трассу кабели
Трудоемкость монтажа кабельной трассы достигает 30...40 % общей трудоемкости электромонтажных работ на судне. Механизация процесса монтажа кабельной трассы затруднена из-за сложной конфигурации кабельных трасс и их труднодоступности.
Монтажная зона электрооборудования — площадь вокруг элементов подключения, ограниченная не снимаемыми на период электромонтажа деталями судового электрооборудования, предназначенная для укладки жил разделанных кабелей внешних связей и монтажных проводов. Конструктивные характеристики монтажной зоны во многом определяют монтажную технологичность электрооборудования
Монтажный комплект (от лат. completus — полный) электрооборудования — совокупность составных частей судового электрооборудования. Монтажный комплект предназначен для выполнения судовых электромонтажных работ до установки электрооборудования на судне. В зависимости от конструктивных особенностей электрооборудования в монтажный комплект могут входить монтажный блок-модуль (рис. 1), модуль внешних связей, кабельная часть электрических соединителей, токоведущая арматура, в частности нестандартные кабельные наконечники, а также соединительные ящики, если они входят в состав данного электрооборудования.
Рис. 1. Монтажный блок-модуль:
1 - корпус электрооборудования; 2 - соединительные платы; 3 - корпус блок-модуля; 4 - лапа
Монтажный комплект чаще всего предусматривают в системе радиоэлектронного оборудования и управления техническими средствами судна. Составную часть монтажного комплекта — монтажный блок-модуль — обычно поставляют на судно заранее (еще до изготовления электрооборудования). При отсутствии монтажного блок-модуля для электромонтажа используют монтажный макет электрооборудования.
Монтажный макет (франц. maquette, от ит. macchietta — набросок) электрооборудования — технологическая оснастка, имитирующая конфигурацию и отдельные размеры судового электрооборудования, монтажные зоны электрооборудования, монтажные объемы электрооборудования, узлы крепления, элементы ввода и подключения кабелей и трубопроводов (рис. 2).
Рис. 2. Монтажный макет электрооборудования:
1 — лапы; 2 — соединительные платы; 3 — электрические соединители
Монтажный макет предназначен для макетирования помещений судна и выполнения судовых электромонтажных работ до установки электрооборудования. Монтажный макет позволяет проверить размещение электрооборудования в помещениях судна, правильность сборки фундаментов и креплений для электрооборудования. Применение монтажного макета дает возможность выполнить разводку кабелей, разделку кабелей, а также их оконцевание и смонтировать электрические соединители, радиочастотные соединители, трубопроводы водяного и воздушного охлаждения.
Монтажный макет устанавливают в объекте электромонтажа по сборочным чертежам с соблюдением требований инструкций технологических для того электрооборудования, которое заменяет монтажный макет.
Монтажный объём электрооборудования — объем над монтажными зонами электрооборудования, предназначенный для обеспечения доступа к элементам подключения при электромонтаже. Монтажный объём должен быть организован таким образом, чтобы для прозвонки электрических цепей полностью смонтированного судового электрооборудования не требовался демонтаж каких-либо его частей, исключая открывание или снятие дверец крышек 1, стенок и т. п. (рис. 3, а). При горизонт, расположении монтажного поля — плоскости, на которой расположена токоведущая арматура, — платы зажимов надо устанавливать под некоторым углом к лицевой стороне, а узлы ввода кабелей — в верх, его части. Если монтажное поле расположено вертикально, то ввод кабелей осуществляют в нижней его части (рис. 3,б).
В специальное электрооборудование, в том числе соединительные ящики разнообразной конструкции, содержащие только элементы подключения, кабели можно вводить и через сальники на боковых стенках. Однако в любом случае платы зажимов относительно мест ввода кабелей располагают так, чтобы длина токопроводящей жилы L1 от места ввода кабеля до места ее подключения к зажиму не превышала 300 мм (рис. 3,в).
Рис. 3. Организация монтажного объема:
а — расположение монтажного поля; б — взаимное расположение плат; в, д — минимальное расстояние L1 от вывода платы до стенки прибора; г — размещение плат выводов в монтажной зоне
При необходимости увеличения этого расстояния более 300 мм в монтажный объём должны быть предусмотрены конструктивные элементы для крепления кабелей, пучков жил или отдельных жил.
Для того чтобы не повредить изоляцию жил кабелей при изгибах, любую плату зажимов надо устанавливать на расстоянии от стенок прибора или мест ввода кабелей не меньшем, чем допустимый радиус R изгиба жил, равный трем наружным диаметрам d изолированной жилы.
На монтажном поле платы зажимов устанавливают так, чтобы образовывалось пространство между ними (L2 X Н) или между платой и стенкой прибора (L3 X Н или L1 X Н), в которое укладывают жилы кабелей, подключенные к зажимам (рис. 3, г).
Монтажный объём щита управления до и после электромонтажа показан на рис. 4.
Рис.4. Монтажный объём щита управления без кабелей внешних связей (а) и после подключения и укладки жил кабелей внешних связей (б):
1 — винты крепления съемной крышки; 2 — платы зажимов; 3 — провод монтажный; 4 — планка для крепления жил кабелей (кабель-канал); 5 — вырез для ввода кабелей; 6 — пучок жил; 7 — поясок монтажный
Монтажный шаблон (от нем. Schablone — образец, модель) электрооборудования — технологическая оснастка, имитирующая монтажные зоны электрооборудования, монтажные объемы электрооборудования, а также узлы крепления электрооборудования, элементы ввода и подключения кабелей внешних связей.
Монтажный шаблон не имеет узлов подключения трубопроводов, в нем отсутствуют амортизаторы, а его форма не связана с конфигурацией реального электрооборудования. Поэтому монтажный шаблон по сравнению с монтажным макетом электрооборудования обеспечивает меньший объем работ: разводку кабелей, разделку кабелей и их оконцевание. Для установки монтажного шаблона используют те же сборочные чертежи, что и для установки имитируемого им оборудования.
Мост — изделие электромонтажное для крепления кабелей в трассе и установки электрооборудования. По способу крепления различают приварные мосты, закрепленные сваркой, и привертные мосты, устанавливаемые на винтах (табл. 1).
Табл. 1. Типы мостов
Крепление кабелей к мосту выполняют скобами (рис. 5).
Рис.5. Прокладка кабелей на приварных мостах:
1 — мост; 2 — скоба; 3 — прокладка; 4 — винт; 5 — корпусная конструкция судна; 6 — сварной шов
Муфта (от нем. Muffe или гол. mouwtje) — 1. Разновидность фитинга, используемая в судовом электромонтажном производстве для соединения труб защиты кабеля. 2. Радиочастотные муфты — изделия, используемые для соединения фидера, выполненные радиочастотным кабелем, со штыревой антенной или со снижением антенн др. типов — оконечные муфты (рис. 6), или для подключения кабельного фидера к радиооборудованию — аппаратные муфты (рис. 7). 3. Соединительные муфты — устройство для соединения кабелей между собой. В практике судовых электромонтажных работ эту разновидность муфт практически не применяют.
Рис. 6. Подключение кабеля к конечной муфте:
1 — перемычка заземления; 2 — сальник; 3 — конус; 4 — кронштейн; 5 — винт; 6 — прокладка; 7 — кольцо; 8 — изолятор; 9 и 11 — гайки накидная и колпачковая; 10 — наконечник; 12 — наконечник; 13 и 15 — проводники внутренний и наружный; 14 — изоляция внутреннего проводника; 16 — оболочка кабеля
Рис. 7. Подключение кабеля в угловую муфту типа МРАУ:
1 - внутренний проводник; 2 - изоляция; 3 - рефлектор; 4 - стакан; 5,8 - кольца сальника; 6, 12 - гайки; 7, 13, 15 - шайбы; 9 - гайка сальника; 10 - оболочка; 11 - пробка; 14 - винт; 16 - контактная часть в сборе; 17 - корпус муфты