Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!

10.05.2014

Командо-аппараты и командоконтроллеры в цепях управления электродвигателями

Командо-аппараты служат для включений и переключений цепей управления электродвигателями. При замыкании и размыкании их контактов включаются или выключаются цепи питания катушек контакторов или реле. Воздействие на командо-аппараты возможно вручную или движущейся частью работающего механизма.

Простейшими командо-аппаратами являются кнопки управления или, как их называют, кнопочные посты. Кнопками управления обычно пользуются при несложных схемах и при редких включениях и переключениях.

Основной частью кнопочного поста управления является кнопочный элемент (рис. 1). При ненажатой кнопке подвижный контакт 1 замкнут с неподвижным контактом 2.

Если нажать кнопку, контакт 1 отходит от контакта 2 и замыкается с контактом 3.

Кнопочный элемент
Рис. 1. Кнопочный элемент

Когда кнопка отпущена, контакт 1 возвращается в исходное положение. Таким образом, кнопочный элемент обладает самовозвратом и является аппаратом кратковременного действия.

В зависимости от схемы управления электродвигателем кнопочные посты набирают из одного, двух или трех кнопочных элементов.

Кнопку, предназначенную для остановки электродвигателя, обычно окрашивают в красный цвет.

Для более сложных схем управления, требующих замыкания и размыкания контактов в нескольких цепях одновременно или последовательно друг за другом, применяют командоконтроллеры.

На современных судах приняты командоконтроллеры исключительно кулачкового типа. На рис. 2 изображено его контактное устройство.

Контактное устройство
Рис. 2. Контактное устройство

Контроллер состоит из двух контактных плит 9 и 10, на которых укреплены неподвижные контактные стойки 7 и 8, двух реек с подвижными рычагами 3, несущими на себе контактные мостики 6, и барабана — вала; на барабане размещены переключающие кулачковые шайбы 1.

Командоконтроллер, имеющий только одну контактную плиту с контактной стойкой, одну рейку и один барабан, называется однореечным. Изображенный на рисунке командоконтроллер с двумя контактными плитами, двумя рейками и одним барабаном называется двухреечным. На выступающий из корпуса конец вала барабана надевается рукоятка ручного привода.

Переключающая шайба 1 состоит из четырех секторов (кулачков), укрепленных на квадратном валу барабана. Под действием пружины 4 рычаг 3, поворачиваясь вокруг оси 5, стремится занять положение, при котором контактные мостики 6 замыкают неподвижные контакты 7 и 8 (это положение показано в правой части рисунка). При повороте вала кулачок воздействует на ролик 2, связанный с подвижным рычагом, и поворачивает этот рычаг так, что контактный мостик отходит от неподвижной контактной стойки и тем разрывает цепь (это положение показано на левой части рисунка). В зависимости от профиля (очертания) кулачковых шайб можно осуществить любую последовательность включения и отключения контактов.

На рис. 3 представлен общий вид кулачкового командоконтроллера; крышка снята для того, чтобы была видна контактная система.

Общий вид кулачкового командоконтроллера
Рис. 3. Общий вид кулачкового командоконтроллера

Командоконтроллеры обычно применяются для управления палубными механизмами: брашпилями, шпилями, лебедками и рулевым приводом. Часто командоконтроллеры называют постами управления.

К командо-аппаратам относятся также конечные и путевые выключатели.

Конечные выключатели применяются для автоматического размыкания цепей и остановки электродвигателя, когда движущаяся часть механизма, приводимого в движение электродвигателем, приходит в конечное положение.

Путевые выключатели отличаются от конечных тем, что, помимо главных контактов, размыкающихся в крайних положениях, они имеют еще дополнительные контакты, переключающиеся в зависимости от пути, пройденного какой-либо частью механизма. Обычно эти дополнительные контакты используются для цепей сигнализации.

В судовом электроприводе применяют шпиндельные и кулачковые конечные и путевые выключатели.

На рис. 4 изображен путевой выключатель, у которого главные силовые контакты управляются шпиндельным механизмом, а вспомогательные сигнальные контакты — кулачковым валиком.

Путевой выключатель
Рис. 4. Путевой выключатель

В корпусе 1 выключателя смонтирован главный ведущий вал 2, с выведенным наружу концом для присоединения к управляемому механизму через зубчатый редуктор. На валу выключателя находится червяк 3, имеющий возможность перемещаться вдоль вала по шпонке, насаженной на вал.

Этот червяк имеет внутреннюю нарезку, которой он при вращении навинчивается на соединенный с корпусом выключателя неподвижный червяк 4. На наружной поверхности подвижного червяка 3 закреплены в определенном положении две кулачковые гайки 5 с контргайками 6.

При вращении вала выключателя подвижный червяк с укрепленными на нем гайками совершает вращательно-поступательное движение. Одна из гаек через определенное число оборотов нажимает на ролик 7 рычага контактного устройства 8, что вызывает размыкание главных контактов выключателя 9.

При вращении вала в противоположную сторону эти контакты вновь замкнутся под действием пружины 10, а при достижении второй гайкой противоположного конечного положения разомкнется вторая пара главных контактов. Эти контакты снабжены дугогасительной катушкой и камерой 11.

Замыкание сигнальных мостиковых контактов 12 производится вследствие вращения кулачкового валика 13, как это уже рассматривалось при описании командоконтроллера.

Передача от главного вала выключателя к кулачковому валику осуществляется при помощи муфты 14, надетой на подвижный червяк. На муфте укреплена зубчатая рейка 15, которая через шестерню 16 вращает кулачковый валик.

На муфте 14 укреплена также стрелка 18, передвигающаяся по шкале 17. Это приспособление необходимо при регулировании выключателя. Описанный путевой выключатель применяется в электроприводе руля.