Рис. 1. Простейший контроллер
Простейший контроллер представлен на рис. 1. Он состоит из вращающегося барабана с укрепленными на нем контактами 1, имеющими вид сегментов, и расположенного рядом с ним изолированного от корпуса вертикального стержня (стойки) с контактами 2 в виде пальцев с привернутыми на концах их сухарями (сухарь — изнашивающаяся, сменяемая часть контакта).
Контактные пальцы неподвижной стойки прижимаются к контактным сегментам вращающегося барабана специальными пружинами, натяжение которых можно регулировать.
К неподвижным контактным пальцам подводятся проводники от электродвигателя, сопротивлений и других аппаратов и приборов схемы управления. При вращении
барабана контроллера (осуществляемого при помощи маховичка, закрепленного на выступающем из корпуса конце вала барабана) контактные сегменты 1 приходят в соприкосновение с неподвижными контактными пальцами 2 и производят тем самым необходимые соединения подведенных к этим пальцам проводников.
Цифрой 3 на рисунке обозначены специальные переборки из огнеупорного материала, которые при закрытом кожухе контроллера (на рисунке кожух открыт) входят между контактными пальцами 2, предотвращая замыкание последних, которое могло бы иметь место вследствие искрения при соприкосновении пальцев с сегментами. Для уменьшения искрения служит искрогасительная катушка 4.
Контроллеры применяются на судах обычно для управления реверсивными электродвигателями, работающими с частыми пусками и остановками.
Барабанные контроллеры для судовых установок изготовляются или брызгозащищенными, или водозащищенными. Последние имеют резиновые уплотнители по бортам крышки.
Скользящие контакты барабанных контроллеров быстро изнашиваются из-за трения между ними и повышенного искрообразования. Кроме того, они имеют большие габариты. Поэтому барабанные контроллеры применяются редко.
Значительно чаще применяются кулачковые контроллеры, которые по принципу действия .и устройству мало отличаются от рассмотренных уже командоконтроллеров.
Разница между командоконтроллером и контроллером заключается в том, что последние, кроме контактов, переключающих цепи возбуждения и управления, имеют также контакты для цепей главного тока.
Контроллеры часто употребляются в сочетании с защитными панелями, укомплектованными контакторами и реле.