Управление манипулятором насосов переменной подачи, т. е. задание команды на перекладку руля, осуществляется серводвигателями CP1, СР2. Серводвигатель СР1 обеспечивает следящий режим работы, а в случае необходимости можно вести простое (кнопочное) управление тем же манипулятором с помощью серводвигателя СР1.
При следящем управлении переключателем видов управления ПСР запитывают катушку контактора К7, готовя схему к действию: контактами К7 через трансформатор Тр подают питание на блок управления БУ. В исходном состоянии ротор сельсинов пульта управления ПУ находится в согласованном положении с ротором сельсина-датчика обратной связи ДОС, который механически связан с серводвигателем СР1. В обмотке статора ОС2 э. д. с. не индуктируется и напряжение управления Uy не введено в блок управления БУ, поэтому катушки реверсивных контакторов К5, К3 обтекаются незначительными токами и сработать не могут; серводвигатель СР1 неподвижен.
Рис. 1. Комбинированная схема управления асинхронным
короткозамкнутым сервоприводом
При повороте пульта управления ПУ вправо ротор ДОС механически заторможен валиком связи с серводвигателем СР1, поэтому на обмотке ОС2 возникает э. д. с. Фаза этой переменной э. д. с. и фаза напряжения Uу определены направлением поворота ротора пульта управления ПУ. При появлении напряжения управления Uу срабатывают фазочувствительный выпрямитель и магнитный усилитель МУ1. Создается достаточный ток через катушку К5, и этот контактор срабатывает, включая своими контактами на вращение серводвигатель СР1. Начинается перемещение манипулятора для срабатывания рулевой машины в правую сторону.
Вместе с серводвигателем СР1 разворачивается ротор сельсина-датчика ДОС, и напряжение Uy уменьшается. В момент, когда заданный угол отработан пером руля, ДОС повернут на одинаковый угол с ПУ. В этом положении э.д.с. обмотки ОС2 и напряжение Uy равны нулю, контактор К5 теряет питание, серводвигатель СР1 останавливается. Пружиной возврата манипулятор возвращается в исходное положение, рулевая машина останавливается.
При повороте ПУ влево фаза э. д. с. обмотки ОС2 и напряжения управления Uy реверсируют, фазочувствительный выпрямитель ФЧВ срабатывает так, что вводит в работу усилитель МУ2 и контактор К3. Замкнувшиеся контакты К3 меняют местами две линии серводвигателя СР1, и он включается для перекладки руля влево. Для уменьшения скорости СР1 в его цепь включены резисторы R1.
Для точной остановки серводвигателя СР1 применяют динамическое торможение. Во время работы СР1 (замкнуты контакты К3 или К5) создается цепь: К7—R—В1—С1, но ток по этой цепи проходить не может—происходит заряд конденсатора С1. Когда серводвигатель СР1 останавливается, питание от сети контактами К3 или К5 отключается. Оказываются замкнутыми контакты К3, К5, шунтирующие резистор R и выпрямитель В1; через них и замкнутый контакт К7 разряжается конденсатор на обмотки двух фаз двигателя. Во время разряда конденсатора в статоре СР1 действует магнитный поток неизменного направления. Так возникает динамическое электроторможение, которое после разряда конденсатора прекращается.
Простое управление обеспечивается работой серводвигателя СР2. Переключатель ПСР переводится в нижнее положение, и контактор К7 теряет питание, его контакт К7 замыкается, подготавливая цепь динамического торможения СР2. Управление перекладкой ведется нажатием кнопок КнП, КнЛ поста управления, которые включают цепи контакторов соответственно правого (К4) и левого (К6) направлений вращения. Продолжительность работы серводвигателя определяется временем удержания кнопки. Контроль угла осуществляется по аксиометру.
Ограничение предельных перекладок на каждый борт производится конечными выключателями КВ1, КВ3 в следящем режиме работы и КВ2, КВ4 — при простом управлении.