При обслуживании селеновых выпрямителей следует помнить, что срок их службы в значительной мере зависит от температуры их перегрева во время эксплуатации. Предельная температура нагрева селеновых выпрямителей не должна превышать 60° С.
В связи с этим ничто не должно мешать свободному проходу воздуха через выпрямитель, имеющиеся в его кожухе вентиляционные отверстия должны быть всегда открыты и вблизи них не должно быть никаких посторонних предметов, могущих затруднить циркуляцию воздуха.
Кроме того, необходимо периодически удалять с выпрямителей пыль, так как запыленная поверхность ухудшает условия охлаждения. Удаление пыли обычно производится продувкой выпрямителя сжатым воздухом или ручным мехом.
Если в процессе эксплуатации будет замечено, что нагрев селенового выпрямителя выходит за допустимые нормы, то следует принять меры к его дополнительному охлаждению либо подводом рукава от общей вентиляции помещения, в котором расположен выпрямитель, либо путем установки отдельного вентилятора, обдувающего выпрямитель.
Селеновые выпрямители весьма чувствительны к парам кислоты и ртути, поэтому вблизи них не должны храниться кислоты или находиться какие-либо предметы, окрашенные краской на ртутной основе.
Особо тщательно следует оберегать селеновые выпрямители от механических повреждений. Коробление элементов, глубокие царапины на активных поверхностях, повреждения защитной окраски на них могут значительно ухудшить электрические свойства выпрямителей, а иногда и привести к отказу их от работы.
Если селеновый выпрямитель (установленный или запасный) более шести месяцев находился в нерабочем состоянии, то перед включением его в работу выпрямитель следует подформовать.
Для подформовки выпрямитель на 15 мин включают на напряжение, составляющее 50% от номинального, затем на 15 мин на напряжение 75% от номинального, а затем на 30 мин на полное рабочее напряжение без нагрузки.
Довольно часто при первом включении расформованных выпрямителей слышен характерный звук (потрескивание) электрического разряда, сопровождаемый появлением запаха озона.
Иногда при этом даже заметно искрение на поверхности элементов. В этих случаях повышать напряжение следует только после полного прекращения потрескивания.
При периодических осмотрах селеновых выпрямителей надо проверять в них отсутствие следующих дефектов:
а) механических повреждений как отдельных элементов, так и целых столбов;
б) нарушение контактов между соединительными проводами и выводными шинками;
в) нарушение контакта между пружинными шайбами и активными поверхностями элементов;
г) закорачивание отдельных элементов выпрямителя;
д) повреждение изоляции стяжной шпильки столба или соединение токоведущих частей столба с корпусом.
Помимо периодических осмотров, отсутствие перечисленных дефектов должно проверяться также перед первым включением выпрямителя в работу после его монтажа или после длительного бездействия.
Обычным методом проверки исправности селеновых выпрямителей является контроль за равномерностью нагрева его отдельных элементов. Этот контроль производится спустя 20—30 мин после включения выпрямителя под нагрузку путем прощупывания каждого элемента. Проверку надо производить на отключенном выпрямителе и достаточно быстро, чтобы за время проверки выпрямитель не остыл.
Дефектные пайки контактных соединений между проводами довольно часто можно отыскать путем осмотра и покачивания проводов. В нарушенных контактных соединениях при этом обычно появляется искрение.
Выявление закороченных элементов можно произвести с помощью вольтметра для напряжения 25 В. Вольтметр снабжается гибкими проводами со стальными изолированными щупами с заостренными концами. Прикладывая эти концы к дистанционным шайбам каждого элемента или группы их (в зависимости от схемы соединения) легко замерить падение напряжения на каждом элементе (или группе их) и выявить неисправные.
Следует указать, что довольно часто закороченные селеновые элементы удается восстановить. Закорачивание элементов является следствием появления между катодом и основой элемента токопроводящих мостиков после электрического пробоя. Процесс восстановления состоит в том, что эти токопроводящие мостики выжигаются путем пропускания через элемент тока достаточной величины.
При восстановлении закороченных элементов применяется трансформатор мощностью не менее 500 ВА с вторичным напряжением, регулируемым в пределах от 5 до 25 В.
На время восстановления выпрямитель отключается от питающей сети. Напряжение на закороченный элемент выпрямителя подается от вторичной обмотки трансформатора с помощью щупов с гибкими проводами. Подачу тока надо начинать с минимального напряжения (5 В) и производить кратковременными импульсами длительностью 0,5—1 сек.
О восстановлении элемента можно судить по появлению искрения и потрескивания на поверхности элемента при подаче импульсов тока. Иногда этот процесс приходится повторять дважды. Окончательная проверка восстановления работоспособности выпрямителя производится вольтметром после подключения выпрямителя к питающей сети.
Если при очередной проверке выпрямителя обнаружится низкая величина сопротивления изоляции относительно корпуса, то следует внимательно осмотреть все изолирующие шайбы и трубки. При обнаружении на них трещин, расслоений или надломов они должны быть заменены новыми. Мелкие царапины заливаются изоляционным лаком.
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!
-
Рулевое устройство состоит из руля, передаточного механизма, электродвигателя или нескольких электрических машин и системы управления. Клас...
-
На рис. 1 показаны простейшие экономичные схемы управления тиристорами . Наиболее простой метод включения тиристора представлен на рис. 1, а...
-
Параллельная работа генераторов переменного тока требует соблюдения более сложных условий, чем параллельная работа генераторов постоянного т...
-
Рулевые телеграфы применяются для передачи команд из рулевой рубки в румпельное отделение о необходимых перекладках пера руля при переходе...
-
Конструктивные особенности, а также непрерывное усовершенствование синхронных генераторов с самовозбуждением привели к многообразию регулято...
-
Системы автоматического управления рулевым электроприводом содержат наряду с электрическими механические элементы — редукторы, дифференциалы...
-
На морских судах применяются два вида электроприводов рулей : электрический с механической передачей и электрогидравлический . В электриче...