Обслуживание слаботочного электрооборудования производится судовыми электриками под наблюдением и руководством электромеханика.
Характерная особенность обслуживания слаботочного электрооборудования — необходимость постоянной заботы о предохранении приборов и аппаратов от влаги, сырости и пыли.
В соответствии с этим судовые электрики обязаны систематически следить за тем, чтобы крышки каждого аппарата или прибора были плотно прижаты к корпусу для того, чтобы резиновая прокладка между ними не пропускала влаги; сальники для ввода кабелей были затянуты до отказа; пришедшие в негодность резиновые прокладки и набивка сальников своевременно заменялись; все приборы и аппараты содержались в чистоте. Аппаратура, расположенная на открытых палубах, во время ее бездействия должна закрываться чехлами.
Рулевые указатели и машинные телеграфы
Проверка работы рулевых указателей должна производиться перед каждым выходом судна в рейс, а машинных телеграфов — также и перед входом в порт.
При этой проверке следует подвергнуть внешнему осмотру все приборы, соединительные ящики, переключатели; убедиться в целости плавких вставок, а также замерить сопротивление изоляции всей схемы, которое не должно быть менее чем 0,3 МОм. Одновременно проверяется наличие напряжения на щитках питания.
Для последующей проверки в действии рулевых указателей необходимо установить перо руля в диаметральную плоскость. Если при этом стрелка указателя не установится на нуль, то соответствующей регулировкой добиваются ее правильного положения. Затем производится несколько (2—3) перекладок руля на каждый борт до выключения его электрическими ограничителями хода. В промежуточных положениях проверяется правильность показаний указателя.
У машинного телеграфа поворотом рукоятки датчика каждого поста командные стрелки переводятся в крайние положения переднего и заднего хода с задержками в промежуточных положениях и проверкой остановки стрелки приемника точно на положении, заданном датчиком. Одновременно проверяется работа звуковых сигналов и ламп.
В процессе работы рулевых указателей и машинных телеграфов необходимо вести наблюдение за температурой нагрева сельсинов, катушек и сопротивлений и за исправностью ламп освещения шкал приборов. По окончании работы питание должно быть выключено.
Согласование приборов при замене сельсинов или при рассогласовании может быть произведено путем перестановки стрелок, поворота роторов или, при небольших углах рассогласования, поворотом статора.
Согласование принимающего сельсина, работающего от одного датчика, производится перестановкой стрелок. Если сельсин приемника работает от двух датчиков, сначала согласовывают приемник с одним из датчиков. При этом перестановку стрелок следует производить либо у сельсина датчика, либо у сельсина приемника. Дальнейшее согласование со вторым датчиком осуществляется путем установки стрелки второго датчика в то же положение, которое занимает стрелка приемника.
Согласование путем поворота ротора применяют обычно при больших углах рассогласования; сводится оно к повороту ротора относительно ручки прибора на угол, равный углу рассогласования.
Уход за рулевыми указателями и машинным телеграфом сводится к профилактическим осмотрам и чистке всей аппаратуры, производимым 1 раз в 3 месяца и ежегодному планово-предупредительному ремонту, приурочиваемому обычно к постановке судна на очередной ремонт.
Профилактический осмотр и чистка предусматривают следующий объем работ.
Производится чистка аппаратуры от пыли и грязи чистой сухой ветошью и продувкой воздухом с помощью ручного меха.
На контактах прерывателей устраняется нагар с помощью замши, смоченной в спирте, или при необходимости бархатным напильником или надфилем.
Все движущиеся или трущиеся части механизма смазываются небольшим количеством касторового, костяного, вазелинового или веретенного масла; кожаные прокладки приборов смазываются рыбьим жиром.
Проверяется состояние резиновых прокладок, все пересохшие и потерявшие эластичность прокладки заменяются новыми.
Все металлические неокрашенные части для предохранения от коррозии покрываются тонким слоем вазелина.
Приборы подкрашиваются как внутри, так и снаружи.
Вскрытие и частичную разборку аппаратуры в объеме, требуемом проводимыми работами, рекомендуется производить в сухую погоду. Излишней разборки приборов делать не следует.
При планово-предупредительном ремонте, помимо перечисленных работ, производится детальная проверка и регулировка всех контактов, ключей, переключателей, целости термических катушек, проверяется исправность действия звуковых сигналов, реле и т. п., а также замеряется и доводится до нормы сопротивление изоляции.
Электрические тахометры
Осмотр датчика магнито-электрического тахометра должен производиться 1 раз в месяц с целью убедиться в исправном состоянии коллектора и щеточного аппарата, нормальном натяжении приводной цепи и надежности крепления шестерен передачи.
Одновременно производится смазка шариковых подшипников профильтрованным турбинным маслом.
Промывка подшипников бензином и замена смазки производятся через каждые 6 месяцев.
При осмотре щеточного аппарата датчика проверяется нажатие щеток, которое должно составлять 130—230 г на щетку. О слабом нажатии щеток можно судить по частым колебаниям стрелки указателя тахометра.
Работа датчика и правильность показаний приемников тахометра проверяется контрольным вольтметром и механическим тахометром.
В случае неправильных показаний необходимо произвести регулировку датчика путем изменения зазора между якорем и магнитами датчика, т. е. воздействием на величину его магнитного поля.
Для регулировки напряжения датчика при помощи магнитного шунта необходимо отвернуть винты шунта и повернуть регулировочный винт его. После установки необходимой величины напряжения следует закрепить винты шунта и проверить правильность положения щеток на нейтрали (по вольтметру).
В случае выемки якоря датчика магнитная система должна быть зашунтирована магнитным шунтом, чтобы избежать размагничивания.
Вскрывать датчик без необходимости не рекомендуется. Его вскрытие безусловно необходимо только при смене предохранителей, при смене или регулировке нажатия щеток, при проверке положения нейтрали и при регулировке напряжения.
Сигнализация
Проверка действия авральной сигнализации производится перед каждым выходом судна в рейс, а также через каждые 10 дней. Время производства такой проверки предварительно согласовывается с капитаном или вахтенным штурманом.
Действие пожарной сигнализации проверяется не менее двух раз в месяц. При этом проверяется на выбор работа ручных и автоматических извещателей, исправное действие звуковых и световых сигналов, а также надежное срабатывание сигнальных устройств, предупреждающих о возникших в схеме неисправностях: обрыве, заземлении, перегорании предохранителей, исчезновении питающего напряжения и т. д.
Один раз в месяц производится более детальный осмотр, при котором сверх уже сказанного следует: проверить надежность автоматического подключения аварийного источника питания; проверить и отрегулировать работу реле; проверить величину тока во всех лучах; проверить наличие предохранительных стекол и действие возвратных пружин у ручных извещателей, установленных на открытых палубах.
Телефония управления судном
Приборы и аппараты телефонной установки надлежит еженедельно протирать чистой ветошью (без вскрытия), удаляя с них пыль, грязь и масляные пятна.
Внутренний осмотр аппаратов должен производиться 1 раз в месяц. При этом проверяют: состояние изоляции приборов, состояние уплотнений, исправность телефонных шнуров, резиновых подушек и раструбов, регулировку отдельных механизмов и контактных групп, затяжку крепежных винтов и гаек, состояние контактов на контактных пружинах и состояние смазки в осях переключателей и индукторов. У аппаратов, установленных в сырых местах и на открытых палубах, необходимо произвести сушку и встряхивание микрофонных капсюлей.
Обнаруженные неисправные детали подлежат замене однотипными запасными.
При снятии с приборов и аппаратов неисправных частей, регулировании и установке новых, во избежание порчи винтов, гаек, контактных пружин и прочих деталей необходимо пользоваться только специальным инструментом соответствующего размера и назначения.
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!
-
Рулевое устройство состоит из руля, передаточного механизма, электродвигателя или нескольких электрических машин и системы управления. Клас...
-
На рис. 1 показаны простейшие экономичные схемы управления тиристорами . Наиболее простой метод включения тиристора представлен на рис. 1, а...
-
Параллельная работа генераторов переменного тока требует соблюдения более сложных условий, чем параллельная работа генераторов постоянного т...
-
Рулевые телеграфы применяются для передачи команд из рулевой рубки в румпельное отделение о необходимых перекладках пера руля при переходе...
-
Конструктивные особенности, а также непрерывное усовершенствование синхронных генераторов с самовозбуждением привели к многообразию регулято...
-
Классификация рулевых электроприводов Основным классификационным признаком рулевых электроприводов является тип передачи крутящего момента...
-
На большинстве морских судов брашпили и шпили имеют электрический привод. Обычно для электродвигателей брашпилей и шпилей применяются сле...