Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!

26.10.2015

Электроприводы лифтов

Лифты служат для транспортировки грузов и пассажиров между палубами судна и особенно распространены на многопалубных пассажирских судах.

Кабина лифта (рис. 1) перемещается по направляющим в вертикальной шахте. Подъем и спуск осуществляются электроприводной лебедкой. Трос прикреплен к ловителю, установленному на крышке кабины, и переброшен через барабан лебедки и направляющий блок. Ко второму концу троса прикреплен противовес, также перемещающийся по направляющим. Он уравновешивает массу кабины со средним грузом. Лифт можно отправить с любой палубы вверх или вниз. Кабина останавливается так, чтобы ее двери оказались против дверей шахты на соответствующей палубе. Уровни пола кабины и палубы должны точно совпадать.

Остановкой управляют этажные (палубные) переключатели. Кабина лифта, проходя мимо переключателя, задевает за его рычаг; контакты переключателя при этом переключаются, вырабатывая нужный импульс в схему управления. Особые конечные выключатели ограничивают перемещение кабины вверх и вниз за крайние положения на самых верхней и нижней палубах.

Ловители предназначены для остановки и удержания кабины при обрыве троса. Это рычажное устройство, которое при обрыве троса заклинивает кабину на направляющих шахты.

Электропривод лебедки снабжен механическим тормозом с тормозным электромагнитом или другим растормаживающим устройством. Для безопасности пассажиров и обслуживающего персонала в схемах управления лифтами применяют блокировки, не допускающие движения кабины, если ее дверь или одна из дверей шахты открыта. Кроме того, двери шахты обычно снабжают замком с электромагнитным приводом, запирающим их изнутри, — открыть дверь снаружи невозможно до тех пор, пока против нее не остановится кабина лифта. Это сделано для того, чтобы человек не провалился в шахту, шагнув за порог открытой по ошибке двери.

Управление электроприводами современных лифтов осуществляется по контакторной системе. Для вызова лифта на нужную палубу и отправки его на палубу назначения, а также для аварийной остановки применяют кнопочные посты управления. У грузовых лифтов их устанавливают в местах погрузки и разгрузки снаружи шахты, а у пассажирских—внутри кабины.
Устройство лифта
Рис. 1. Устройство лифта:
I — помещение лифтовой лебедки;
II, III, IV палубы третья, вторая и первая;
1 — противовес; 2 — кабина; 3 — ловитель;
4 — шахта; 5 — лебедка; 6 — трос;
7 — двери шахты; 8 — переключатели

Снаружи, у дверей шахты, во втором случае помещают только кнопку вызова свободного лифта. Во время движения кабины ни одна из кнопок, кроме аварийной, не должна влиять на работу схемы, вызов занятого лифта поэтому невозможен. У поста управления лифтом помещают табло ламповой сигнализации, показывающее, свободен лифт или занят, а иногда указывающее, на какой палубе находится в данный момент кабина лифта. Предусматривают также световую и звуковую сигнализацию, срабатывающую при аварийной остановке лифта, застревании кабины между палубами, заклинивании кабины ловителем и т. д.

Все электрооборудование, находящееся внутри движущейся кабины (кнопки, лампы сигнализации и т. д.), соединено с аппаратами управления гибким кабелем, свободно провисающим в шахте.

На рис. 2 представлена упрощенная схема простейшего грузового лифта на две остановки. Лифт рассчитан на номинальную массу груза 100 кг при скорости движения кабины 0,5 м/с.

Цепь управления питается через понижающий трансформатор Тр. Для возможности управления лифтом должны быть замкнуты контакты блокировочных устройств: ВУ — выключатель управления; ВЛ — выключатель ловителя; ДШ1, ДШ2 — контакты конечных выключателей дверей шахты (контакты замкнуты — двери закрыты); «Стоп» — кнопки аварийной остановки на нижней и верхней палубах; ВКВ, ВКН — выключатели конечные на верхней и нижней палубах.
Схема управления электроприводом грузового лифта
Рис. 2. Схема управления электроприводом грузового лифта

На рис. 2 схема показана в положении кабины на нижней палубе, когда верхний этажный переключатель ЭП2 замкнут, нижний ЭП1 — разомкнут. При нажатии на кнопку «Вверх» получает питание контактор направления КВ, и после его срабатывания включается линейный контактор КЛ. Начинается движение кабины вверх. Кнопку «Вверх» можно отпустить, она зашунтирована контактами КВ, и движение продолжается. При уходе кабины с нижней остановки замыкается этажный переключатель ЭП1, но на ходу кабины ее нельзя переадресовать вниз даже нажатием кнопки «Вниз». Это объясняется тем, что при движении кабины вверх сработал контактор КВ, его блок-контакты в цепи контактора КН разомкнуты. При прибытии кабины на верхнюю палубу размыкается этажный переключатель ЭП2 и происходит остановка кабины. Теперь лифт готов для движения вниз.

При перегрузках срабатывают тепловые реле РТ1, РТ2, их контакты размыкаются, теряет питание цепь управления и электродвигатель отключается от сети. Цепь управления защищается от коротких замыканий предохранителями Пр. Схема сигнализации лифта на рис. 2 не показана.

Схемы судовых лифтов на большее число остановок, и особенно схемы пассажирских лифтов, гораздо сложнее рассмотренной, хотя принцип действия тот же.
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:
Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!