Схема ленточного тормозного устройства представлена на рис. 1. К тормозному рычагу Р недалеко от тормозного груза Г прикреплена тяга Т, соединенная шарнирно со штоком Ш, являющимся сердечником электромагнита Э. Когда в обмотке электромагнита тока нет, тормозной рычаг Р под действием груза Г занимает нижнее положение: лента Л прижимается к шкиву, и тормоз не позволяет механизму вращаться. Ток поступает в обмотку электромагнита одновременно с пуском в ход электродвигателя. Под действием тока сердечник электромагнита втягивается кверху рычаг Р поднимается, лента Л отходит, освобождая шкив тормоза и механизм начинает свободно вращаться.
Рис. 1. Схема ленточного тормозного устройства
Тормозной электромагнит постоянного тока изображен на рис. 2. Корпус 1 электромагнита—чугунный или стальной, сверху закрыт съемной крышкой 2 (6 — шурупы). Катушка 3 состоит из изолированной медной проволоки, которая намотана на каркас, выполненный в виде гильзы.
Концы обмотки катушки выведены к клеммам 4. Внутри катушки расположен подвижный стальной сердечник 5. При появлении тока в катушке сердечник поднимается вверх до упора 7.
Рис. 2. Тормозной электромагнит постоянного тока
Наряду с ленточным электромагнитным тормозом широкое применение в различного
рода механизмах получил так называемый дисковый электромагнитный тормоз (рис. 3).
Тормозной диск 1, к которому с обеих сторон прикреплены тормозные прокладки, насажен на конец вала 2 двигателя. Если ток в катушке 3 отсутствует, якорь 4 электромагнита 5 под действием пружины 6 давит на тормозной диск, препятствуя вращению двигателя. При наличии тока в катушке 3 якорь отходит о тормозного диска и двигатель растормаживается. Предусмотрена также возможность растормаживания электродвигателя вручную при помощи рукоятки 7, при повороте которой якорь 4 отжимается от тормозного диска 1.
Рис. 3. Дисковый электромагнитный тормоз
Обмотка тормозного электромагнита в судовых электроприводах обычно включается параллельно обмотке якоря электродвигателя.