Потребители электроэнергии могут быть присоединены к ГРЩ, АРЩ или РЩ. Питание РЩ и отдельные потребителей от ГРЩ осуществляется по следующим системам: кольцевой, магистральной, фидерной, смешанной (магистрально-фидерной).
Кольцевая система (рис. 1, а): от ГРЩ отходит одна ши несколько замкнутых кабельных линий большого сечения (кольцевых магистралей) с врезанными в них магистральными коробками МК или щитами, от которых получают питание потребители.
Особенность кольцевой системы состоит в том, что повреждение любого участка кольца не нарушает питания потребителей, что повышает надежность электроснабжения.
При установке двух или нескольких электростанций на судне их объединяют кольцом, что еще более повышает живучесть энергосистемы. На судах эта система не нашла применения.
Магистральная система распределения электроэнергии (рис. 1, б): от ГРЩ по судну проложены магистральные кабельные линии, одна — по левому, другая — по правому борту. От магистралей через врезанные в них магистральные коробки МК получают питание потребители электроэнергии, причем, наиболее ответственные из них имеют возможность подключаться к магистралям правого и левого бортов.
Недостаток магистральной системы — невозможность централизованного управления, а также обесточивание большого числа потребителей при повреждении магистрали, особенно на участке, близком к ГРЩ.
Фидерная или радиальная система (рис. 1, а); непосредственно от ГРЩ проложены самостоятельные линии питания — фидеры ко всем ответственным токоприемникам и РЩ.
Достоинства фидерной системы: удобство централизованного Управления питанием всех потребителей и контроля за их работой, исправностью изоляции; высокая надежность, так как при выходе из строя или ремонте одного потребителя он может быть отключен. Электроснабжение остальных потребителей при этом не нарушается.
К недостаткам фидерной системы следует отнести повышенную массу кабельной цепи и увеличенные размеры ГРЩ.
Смешанная (магистрально-фидерная) система (рис. 1, г) занимает во всех отношениях промежуточное положение между магистральной и фидерной, так как часть потребителей питается по магистральной системе, а часть подключена непосредственно к ГРЩ.
Рис. 1. Системы распределения электроэнергии на судне
В судовых условиях допускается к применению любая из разобранных систем. Однако Правила Регистра требуют, чтобы по отдельным фидерам получали питание от ГРЩ все ответственные потребители, обеспечивающие безопасность мореплавания. Выполнение этого требования само по себе предопределяет применение в основном фидерной системы.
Фидерно-групповая система применяется на судах с достаточно развитым электрооборудованием: наиболее ответственные и крупные потребители получают питание непосредственно от шин ГРЩ, а менее ответственные — от групповых РЩ, которые питаются от ГРЩ.
Объединение потребителей в группы производится с учетом их назначения и расположения. Так, устанавливают групповые щиты питания, например: санитарных насосов, холодильных установок, камбузного оборудования, вентиляторов, механизмов мастерской и т. д.
Фидерно-групповая система позволяет сократить размеры ГРЩ и несколько уменьшить расход кабельных изделий по сравнению с фидерной.
Передача или канализация электрической энергии потребителям может осуществляться при постоянном и однофазном переменном токе по одно- и двухпроводной системам, а при трехфазном - по трех-и четырехпроводной системам с «заземленной» и изолированной нейтралью (рис. 2).
Правила регистра допускают к применению на судах при постоянном и однофазном переменном токе только двухпроводную изолированную систему, а при переменном трехфазном токе - трех- и четырехпроводную изолированную системы. Исключение составляют небольшие суда при напряжении сети до 30 В, где допускается однопроводная система.
Рис. 2. Системы канализации электрической энергии: а — однопроводная; б — четырехпроводная с изолированной нейтралью; в — четырехпроводная с заземленной нейтралью; г — трехпроводная с заземленной нейтралью; д — двухпроводная изолированная; е — трехпроводная изолированная
Комментариев нет:
Отправить комментарий