При определении сроков производства профилактических осмотров «Правила технической эксплуатации судового электрооборудования» разделяют все электрические машины на три группы:
1) машины, имеющие щеточный аппарат и работающие длительно;
2) машины, имеющие щеточный аппарат, но работающие периодически, а также машины без щеточного аппарата, работающие длительно;
3) машины без щеточного аппарата, работающие периодически.
Для машин первой группы профилактический осмотр и чистка без разборки должны производиться не реже одного раза в месяц, осмотр и чистка с частичной разборкой — не реже одного раза в 3 — 6 месяцев.
Для машин второй группы осмотр без разборки производится не реже одного раза в 2 месяца и с частичной разборкой — не реже одного раза в 6—12 месяцев.
Для машин третьей группы профилактический осмотр без разборки должен производиться не реже одного раза в 6 месяцев.
При этом низшие пределы сроков осмотра относятся к наиболее ответственным и быстрозагрязняющимся машинам.
Планово-предупредительный ремонт электрических машин должен производиться в сроки от одного до трех лет и приурочиваться к ремонту механизмов или систем, обслуживаемых этими машинами.
При профилактическом осмотре без разборки выполняются следующие работы:
1) вскрываются все смотровые и вентиляционные отверстия;
2) с помощью пылесоса из машины удаляются скопления пыли, машина продувается сухим сжатым воздухом давлением не выше 2 атм, доступные места протираются ветошью и из машины удаляется конденсат;
3) осматривается состояние верхнего покрова изоляции ротора и статора;
4) коллектор промывается и протирается чистой сухой ветошью;
5) проверяется состояние щеток, дефектные заменяются;
6) при необходимости в подшипники добавляется смазка.
При осмотре с частичной разборкой с машины снимается один из подшипниковых щитов, и сверх работ, проводимых при осмотре без разборки, дополнительно осуществляют:
1) протирку ветошью, смоченной в бензине или четыреххлористом углероде и намотанной на деревянную палочку соответствующей толщины, обмоток якоря и катушек, пространства между катушками и лобовые части обмоток; при этом внимательно осматриваются места паек обмотки якоря, «петушков» коллектора, перемычек между катушками (у машин постоянного тока); обмоток статора, ротора и перемычек (у машины переменного тока);
2) при падении сопротивления изоляции ниже нормы, производят сушку машины;
3) при необходимости подновляют лаковый покров и окраску обмоток машины;
4) кроме промывки и протирки коллектора, прочищают с помощью тонкой деревянной палочки пазы между коллекторными пластинами на глубину выбранной изоляции;
5) очищают щеткодержатели и пальцы траверсы;
6) приводят в надлежащее состояние все щетки;
7) проверяют состояние всех внутренних и внешних контактных соединений;
8) промывают подшипники скольжения и при необходимости заменяют смазку.
При планово-предупредительном ремонте производится полная разборка электрической машины и все работы, предусмотренные для профилактического осмотра с частичной разборкой. Кроме того:
1) ремонтируют или заменяют мелкие неисправные детали машины;
2) шлифуют, а в случае необходимости протачивают коллектор (контактные кольца) с последующим продороживанием и шлифовкой коллектора;
3) проверяют и при необходимости заменяют щетки, притирают их к коллектору, регулируют нажатие щеток;
4) промывают подшипники, проверяют их состояние и в случае необходимости заменяют подшипники новыми, одновременно сменяют смазку.
В случае сильного загрязнения обмоток вместо обычной чистки производят промывку.
Пускорегулирующая аппаратура электрических машин подвергается профилактическим осмотрам и чистке вместе с машинами, обслуживаемыми этой аппаратурой.
После профилактических осмотров с частичной или полной разборкой электрооборудование должно быть проверено на нормальную работу.
Одновременно с профилактическими осмотрами электрических машин производится их освидетельствование с целью выявления общего состояния электрической машины и ее отдельных частей, устанавливается объем необходимого ремонта, производятся следующие замеры: а) сопротивления изоляции обмоток машины по отношению к корпусу и между отдельными обмотками, б) разбег якоря в осевом направлении, в) зазоров в подшипниках скольжения, г) неравномерности воздушного зазора (междужелезного пространства), д) биения якоря и коллектора (ротора и контактных колец).
Нормы для всех перечисленных величин приведены в «Правилах технической эксплуатации судового электрооборудования».
Так, например, неравномерность междужелезного пространства не должна превышать 10% от величины зазора, указанной в формуляре машины, биение коллектора при его диаметре до 125 мм не должно превышать 0,1 мм, а у машин с диаметром коллектора более 125 мм — 0,15 мм и т. д.
Обнаруженные при освидетельствовании машины отступления от этих норм, а также все выявленные дефекты заносятся в ремонтную ведомость, по которой будет производиться ремонт машины на заводе.
Объем освидетельствования, производимого при том или ином профилактическом осмотре, определяется степенью разборки машины, необходимой для производства основной работы (профилактики).
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!
-
Рулевое устройство состоит из руля, передаточного механизма, электродвигателя или нескольких электрических машин и системы управления. Клас...
-
На рис. 1 показаны простейшие экономичные схемы управления тиристорами . Наиболее простой метод включения тиристора представлен на рис. 1, а...
-
Параллельная работа генераторов переменного тока требует соблюдения более сложных условий, чем параллельная работа генераторов постоянного т...
-
Рулевые телеграфы применяются для передачи команд из рулевой рубки в румпельное отделение о необходимых перекладках пера руля при переходе...
-
Конструктивные особенности, а также непрерывное усовершенствование синхронных генераторов с самовозбуждением привели к многообразию регулято...
-
Классификация рулевых электроприводов Основным классификационным признаком рулевых электроприводов является тип передачи крутящего момента...
-
На большинстве морских судов брашпили и шпили имеют электрический привод. Обычно для электродвигателей брашпилей и шпилей применяются сле...