В данной статье рекомендуем ознакомиться с наиболее распространёнными неисправностями электрических машин переменного и постоянного тока.
1. Понижение сопротивления изоляции обмоток
Причина неисправности:
а) Загрязнение машины токопроводящей пылью в результате износа щеток, а также загрязнение обмоток маслом или маслянистой пылью
б) Отсыревание обмоток или попадание воды в машину
Принимаемые меры:
а) Продуть и очистить машину и фильтры. Проверить соответствие марок щеток указанным в формуляре; отрегулировать нажатие щеток, проверить исправность щеткодержателей и поверхности коллектора (колец)
б) Просушить машину
2. Недопустимая вибрация
Причина неисправности:
а) Нарушение центровки в результате неисправности соединительной муфты
б) Ослабление болтов крепления к фундаменту
Принимаемые меры:
а) Проверить центровку, устранить неисправность муфты
б) Поджать крепежные болты
3. Вытекание масла из подшипников скольжения
Причина неисправности:
а) Избыточное давление масла в системе принудительной смазки
б) Нарушение уплотнений
Принимаемые меры:
а) Уменьшить давление масла
б) Устранить нарушение уплотнений
4. Сильный шум подшипника качения
Причина неисправности:
а) Износ или поломка подшипника
б) Заедание подшипника во время работы; от нагрева вала подшипник упирается в буртик крышки
Принимаемые меры:
а) Заменить подшипник
б) Увеличить зазор между буртиком крышки и подшипником
5. Сталь статора или якоря местами нагревается даже при холостом ходе
Причина неисправности:
а) Местные замыкания между отдельными листами пакета вследствие образования заусенцев
б) Образование электрического контакта между стяжными болтами и активным железом
Принимаемые меры:
а) Удалить заусенцы, разъединить листы пакета и покрыть их лаком при нагретом состоянии машины
б) Восстановить изоляцию стяжных болтов или заменить поврежденные болты новыми
6. Искрение под щетками
Причина неисправности:
а) Ослабло крепление пальцев, они качаются и вибрируют вместе со щеткодержателем
б) При изменении направления вращения реверсивной машины щетка заклинивается в обойме
в) Щетка заклинивается в обойме щеткодержателя нереверсивной машины
г) Щетка только частью рабочей поверхности касается коллектора (кольца)
д) Щетку заедает в обойме, искрение исчезает при надавливании на щетку
е) Недопустимое биение коллектора (колец)
Принимаемые меры:
а) Подтянуть крепежные болты или гайки щеткодержателей
б) Уменьшить расстояние между обоймой и коллектором (кольцами) до нормального
в) Устранить заклинивание
г) Притереть щетку. Площадь рабочей поверхности (зеркала) каждой щетки должна быть равна не менее 90% ее общей поверхности
д) Устранить причину заедания
е) Проверить величину биения коллектора (колец), если она выше допустимой, принять меры к устранению биения
7. Коллектор темнеет, при этом щетки не искрят, поверхность коллектора ровная
Причина неисправности:
а) Щетки несоответствующей марки ,
б) Чрезмерно велико нажатие щеток на коллектор
Принимаемые меры:
а) Установить щетки указанной формуляре марки
б) Довести нажатие до нормы
8. На коллекторе (кольцах) пятна матового оттенка, вызывающие искрение. Иногда под щетками имеется окись
Причина неисправности:
Электрохимический процесс, обычный для малоработающих машин
Принимаемые меры:
Произвести протирку коллектора (колец) и, если понадобится, шлифовку. При длительном бездействии машины для профилактики проложить между щетками и коллектором (кольцами) прессшпан, картон или бумагу
9. Неравномерный износ коллектора (колец). Отрицательное кольцо имеет матовую и даже шероховатую поверхность
Причина неисправности:
а) Величина нажатия пружин щеткодержателя не соответствует норме
б) Тугая посадка щеток в обойме щеткодержателя
в) Некачественные или несоответствующей марки щетки
г) Ослабло крепление коллекторных пластин
д) Во время эксплуатации не производится изменение полярности контактных колец у машин, где это рекомендуется
Принимаемые меры:
а) Проверить и отрегулировать нажатие. щеток
б) Проверить зазоры и ослабить посадку щеток в обоймах
в) Заменить щетки
г) Принять меры по креплению коллектора
д) Своевременно, з соответствии с инструкциями по эксплуатации менять полярности контактных колец
10. Перегрев всей машины
Причина неисправности:
а) Неисправна вентиляция машины
б) Неисправность приводимого механизма
в) Перегрузка по току
Принимаемые меры:
а) Проверить, очистить и исправить вентиляционное устройство
б) Определить и устранить неисправность
в) Снизить ток до номинальной величины
а) Загрязнение машины токопроводящей пылью в результате износа щеток, а также загрязнение обмоток маслом или маслянистой пылью
б) Отсыревание обмоток или попадание воды в машину
Принимаемые меры:
а) Продуть и очистить машину и фильтры. Проверить соответствие марок щеток указанным в формуляре; отрегулировать нажатие щеток, проверить исправность щеткодержателей и поверхности коллектора (колец)
б) Просушить машину
2. Недопустимая вибрация
Причина неисправности:
а) Нарушение центровки в результате неисправности соединительной муфты
б) Ослабление болтов крепления к фундаменту
Принимаемые меры:
а) Проверить центровку, устранить неисправность муфты
б) Поджать крепежные болты
3. Вытекание масла из подшипников скольжения
Причина неисправности:
а) Избыточное давление масла в системе принудительной смазки
б) Нарушение уплотнений
Принимаемые меры:
а) Уменьшить давление масла
б) Устранить нарушение уплотнений
4. Сильный шум подшипника качения
Причина неисправности:
а) Износ или поломка подшипника
б) Заедание подшипника во время работы; от нагрева вала подшипник упирается в буртик крышки
Принимаемые меры:
а) Заменить подшипник
б) Увеличить зазор между буртиком крышки и подшипником
5. Сталь статора или якоря местами нагревается даже при холостом ходе
Причина неисправности:
а) Местные замыкания между отдельными листами пакета вследствие образования заусенцев
б) Образование электрического контакта между стяжными болтами и активным железом
Принимаемые меры:
а) Удалить заусенцы, разъединить листы пакета и покрыть их лаком при нагретом состоянии машины
б) Восстановить изоляцию стяжных болтов или заменить поврежденные болты новыми
6. Искрение под щетками
Причина неисправности:
а) Ослабло крепление пальцев, они качаются и вибрируют вместе со щеткодержателем
б) При изменении направления вращения реверсивной машины щетка заклинивается в обойме
в) Щетка заклинивается в обойме щеткодержателя нереверсивной машины
г) Щетка только частью рабочей поверхности касается коллектора (кольца)
д) Щетку заедает в обойме, искрение исчезает при надавливании на щетку
е) Недопустимое биение коллектора (колец)
Принимаемые меры:
а) Подтянуть крепежные болты или гайки щеткодержателей
б) Уменьшить расстояние между обоймой и коллектором (кольцами) до нормального
в) Устранить заклинивание
г) Притереть щетку. Площадь рабочей поверхности (зеркала) каждой щетки должна быть равна не менее 90% ее общей поверхности
д) Устранить причину заедания
е) Проверить величину биения коллектора (колец), если она выше допустимой, принять меры к устранению биения
7. Коллектор темнеет, при этом щетки не искрят, поверхность коллектора ровная
Причина неисправности:
а) Щетки несоответствующей марки ,
б) Чрезмерно велико нажатие щеток на коллектор
Принимаемые меры:
а) Установить щетки указанной формуляре марки
б) Довести нажатие до нормы
8. На коллекторе (кольцах) пятна матового оттенка, вызывающие искрение. Иногда под щетками имеется окись
Причина неисправности:
Электрохимический процесс, обычный для малоработающих машин
Принимаемые меры:
Произвести протирку коллектора (колец) и, если понадобится, шлифовку. При длительном бездействии машины для профилактики проложить между щетками и коллектором (кольцами) прессшпан, картон или бумагу
9. Неравномерный износ коллектора (колец). Отрицательное кольцо имеет матовую и даже шероховатую поверхность
Причина неисправности:
а) Величина нажатия пружин щеткодержателя не соответствует норме
б) Тугая посадка щеток в обойме щеткодержателя
в) Некачественные или несоответствующей марки щетки
г) Ослабло крепление коллекторных пластин
д) Во время эксплуатации не производится изменение полярности контактных колец у машин, где это рекомендуется
Принимаемые меры:
а) Проверить и отрегулировать нажатие. щеток
б) Проверить зазоры и ослабить посадку щеток в обоймах
в) Заменить щетки
г) Принять меры по креплению коллектора
д) Своевременно, з соответствии с инструкциями по эксплуатации менять полярности контактных колец
10. Перегрев всей машины
Причина неисправности:
а) Неисправна вентиляция машины
б) Неисправность приводимого механизма
в) Перегрузка по току
Принимаемые меры:
а) Проверить, очистить и исправить вентиляционное устройство
б) Определить и устранить неисправность
в) Снизить ток до номинальной величины