Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!

20.09.2020

Эксплуатация и обслуживание электродвигателей в судовых условиях

В процессе эксплуатации электрооборудования проводят работы по обслуживанию, профилактике и уходу за электродвигателями. Эти работы, связанные с включением, пуском в ход, отключением, остановкой, наблюдением за работающими электродвигателями, а также систематические осмотры, профилактические чистки и ремонты направлены на содержание их в хорошем состоянии и постоянной готовности к действию.

Эксплуатация и обслуживание электродвигателей в судовых условиях

При подготовке электродвигателя к пуску осматривают электродвигатель и пусковое устройство. Пусковое устройство должно находиться в положении «Стоп». После пуска двигателя убеждаются в отсутствии ненормальных шумов, искрения под щетками, вибрации. В процессе работы электродвигателя периодически следят: за его нагревом, работой коллектора (контактных колец) и его чистотой; за отсутствием стука и нагрева подшипников; перегревом контактных соединений; вибрацией электродвигателя. 

После остановки осматривают электродвигатель и пускорегулировочную аппаратуру и устраняют замеченные неисправности. При плавании судна в условиях тропического климата ежедневно контролируют состояние изоляции неработающих двигателей.

Профилактическим осмотрам и чисткам без разборки, с частичной и с полной разборкой подвергаются все электродвигатели судна в сроки, установленные планом-графиком технического обслуживания, согласно ПТЭ электрооборудования.

При профилактическом осмотре и чистке электродвигателя без разборки убеждаются, что электродвигатель отключен, после чего: вскрывают все смотровые и вентиляционные отверстия; продувают электродвигатель сухим сжатым воздухом давлением не выше 20 Н/см2 (2 кгс/см2); удаляют пылесосом скопление пыли, протирают, очищают доступные места электродвигателя ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; удаляют конденсат. Осматривают состояние верхнего покрова изоляции обмоток, питающих кабелей, коробки выводов, крепежных соединений. Промывают и протирают коллектор. Проверяют состояние щеток. При необходимости добавляют смазку в подшипники. 

Целостность обмоток можно также проверить специальным портативным устройством типа Индикатор ИДО-06, который помогает выявить межвитковые замыкания, обрыв фаз, плохую изоляцию между обмотками и корпусом машины, а также неправильное соединение фаз. В судовых условиях все вышеперечисленные проблемы, связанные с электрическими машинами, выявляются с помощью мультиметра и мегомметра, что не всегда является правильным и точным способом, особенно это касается межвитковых замыканий электродвигателей. Поэтому на помощь электромеханику сегодня приходят специальные приборы типа Индикатор ИДО-06.

При профилактическом осмотре и чистке электродвигателя с частичной разборкой, в дополнение к предыдущим операциям, демонтируют доступный подшипниковый щит. Протирают ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве, обмотку якоря (ротора) и катушек, пространство между катушками и лобовые части обмоток. Внимательно осматривают места пайки обмоток статора, ротора и перемычек у катушек (у машин переменного тока); обмоток якоря, «петушков» коллектора, перемычек между катушками (у машин постоянного тока). При необходимости подновляют изоляционный покров обмоток электродвигателя. Проверяют сопротивление изоляции. Если оно ниже нормы, производят сушку электродвигателя. Очищают щеткодержатели и пальцы траверсы. Проверяют и, при необходимости, заменяют щетки; проверяют состояние внутренних и наружных контактных соединений.

При профилактическом ремонте и чистке электродвигателей с полной разборкой производят разборку машины в соответствии с инструкциями завода-изготовителя данной машины, а так же операции профилактического осмотра с частичной разборкой. 

В дополнение к этим операциям: ремонтируют или заменяют мелкие детали электродвигателей; промывают подшипники, проверяют их состояние, в случае необходимости заменяют их на новые, меняют смазку подшипников. 

Прошлифовывают и, в случае необходимости, протачивают коллектор (или контактные кольца), с последующим продораживанием и шлифовкой коллектора (контактных колец). Проверяют, а при необходимости сменяют щетки; притирают их к коллектору, проверяют нажатие щеток.

В случае попадания в электрическую машину морской воды для извлечения соли из обмоток электрическую машину разбирают. Тщательно промывают пресной горячей водой, имеющей температуру около 80°С, обмотки ротора, статора (якоря и полюсов), а также другие части машины, залитые водой. Просушивают обмотки и проверяют сопротивление изоляции. Затем пропитывают лаком обмотки; просушивают их и покрывают эмалью. Собирают электрическую машину. Проверяют состояние изоляции. Опробывают электрическую машину в действии под нагрузкой.

Сушка электрических машин производится различными способами: внешним нагреванием, нагреванием током от постороннего источника, потерями в активной стали статора или станине машины и др. При любых способах сушки процесс нагревания не должен быть слишком быстрым. Машину нагревают постепенно, с таким расчетом, чтобы в первые 2—3 ч температура ее не превышала 50°С, а температуры 70°С машина достигала не менее чем через 5—6 ч нагрева. Для ускорения процесса сушки необходимо создать умеренную вентиляцию с помощью специального вентилятора, либо вращения машины с пониженной частотой вращения. 

Машину при сушке желательно укрыть ящиком или брезентом, оставив отверстия для вентиляции в нижней и верхней частях укрытия. Сушка электрической машины считается завершенной и должна быть прекращена при установившейся величине сопротивления изоляции после 2—3 ч сушки с постоянной наибольшей температурой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:
Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!