Судовая электроэнергетическая установка состоит из источников электроэнергии, электрических цепей, распределительных устройств и потребителей электроэнергии. При общем рассмотрении ее можно представить состоящей из электроэнергетической системы и потребителей. Одной из важнейших частей электроэнергетической системы является судовая электрическая станция (СЭС), которая преобразовывает различные виды энергии в электрическую и предназначена для питания всех потребителей электроэнергии во всех режимах работы судна. В состав СЭС входят генераторные агрегаты (первичные двигатели и генераторы), распределительные устройства с приборами управления, контроля и защиты.
По назначению СЭС делят на основные, аварийные и специальные. Основная электростанция предназначена для питания всех потребителей электроэнергии в нормальных условиях эксплуатации судна. Аварийная электростанция питает ограниченное число ответственных потребителей электроэнергии при выходе из строя основной. Специальные электростанции служат для питания каких-либо специальных потребителей электроэнергии, например гребных электрических установок или электропривода траловых лебедок.
- По роду тока различают электростанции постоянного и переменного тока.
- По типу первичных двигателей генераторных агрегатов СЭС разделяют на дизель-генераторные, турбогенераторные, с отбором мощности от главного двигателя и смешанные.
- По установленной мощности различают (условное деление) судовые электростанции малой (до 500 кВт), средней (500— 2000 кВт) и большой (свыше 2000 кВт) мощности.
- По роду потребителей электроэнергии различают электростанции для осветительной, силовой и смешанной нагрузок.
- По способу управления различают неавтоматизированные, частично автоматизированные и автоматизированные электростанции.
На неавтоматизированных электростанциях все операции по контролю и управлению режимами работы генераторных агрегатов выполняет обслуживающий персонал. Однако все СЭС должны обеспечивать получение качественной электроэнергии. Поэтому для генераторных агрегатов неавтоматизированных электростанций предусматривается автоматическое выполнение следующих операций: поддержание частоты вращения первичных двигателей в определенном диапазоне; поддержание температуры охлаждающей воды и масла в заданных пределах; стабилизация напряжения генератора на заданном уровне; аварийная сигнализация и защита первичных двигателей и генераторов. Генераторные агрегаты снабжены необходимой контрольно-измерительной аппаратурой.
В настоящее время эксплуатируются в основном автоматизированные электростанции. Объем автоматизации этих электростанций колеблется в значительных пределах и для современных судов сводится к следующим операциям: поддержание генераторных агрегатов в состоянии готовности к немедленному запуску и приему нагрузки; программный дистанционный запуск и остановка генераторных агрегатов, выполняемые автоматически или вручную; синхронизация и включение генераторов на шины ГРЩ; регулирование напряжения и частоты вращения вала генераторных агрегатов; распределение реактивной и активной нагрузок между параллельно работающими генераторами; защита генераторных агрегатов при появлении неисправностей; отключение второстепенных потребителей электроэнергии при перегрузке генераторных агрегатов; аварийно-предупредительная сигнализация; определение состояния изоляции электрических цепей.
К автоматизированным относятся такие электростанции, на которых все процессы контроля, защиты, регулирования и управления автоматизированы. Автоматизированные электростанции являются важнейшим звеном комплексно-автоматизированных судов.
Характерные особенности судовых электростанций: ограниченная по сравнению с береговыми станциями мощность и полная автономность; малая длина электрических цепей, ограниченная размерами судна; соизмеримость мощностей генераторов и потребителей электроэнергии; эксплуатация в специфических морских условиях.
На подавляющем большинстве судов имеется одна электростанция, однако их может быть и две.
Комментариев нет:
Отправить комментарий