Основной особенностью автоматизации морских судов на данном этапе является комплексная автоматизация работы энергетической установки, палубных механизмов, грузовых операций и процессов навигации. Внедрение комплексной автоматизации связано с применением электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ).
Опыт эксплуатации мирового транспортного флота показывает целесообразность применения ЭЦВМ для управления машинным отделением, процессами навигации и грузовыми операциями. Например, на отечественных танкерах водоизмещением 150 тыс. т. для этой цели установлены две ЭЦВМ. Одна из них предназначена для автоматизации процессов навигации и судовождения, а другая— для автоматизации управления работой машинного отделения и грузовыми операциями. ЭЦВМ с помощью заранее составленных программ выполняют все вычисления автоматически со скоростью более 40 тыс. операций в секунду.
На рис. 1 представлена функциональная схема системы управления работой машинного отделения и грузовыми операциями с применением ЭЦВМ.
Управляющий цифровой комплекс состоит из ЭЦВМ и устройства сопряжения и связи УСС, которое с помощью коллективного канала связи (ККС) связано с пультами управления (системой — ПУ, грузовыми операциями — ПУГО), а также с выходными и входными устройствами. Выходными являются согласующие устройства СУ-В и СУ. Устройство СУ предназначено для связи между управляющим комплексом и энергетической установкой.
Рис. 1. Функциональная схема системы управления с применением ЭЦВМ
Входными являются устройства сбора и преобразования аналоговой (УСПИ-А) и дискретной (УСПИ-Д) информации.
Источниками информации системы являются аналоговые и цифровые датчики и сигнализаторы, которые характеризуют параметры управляемых и контролируемых объектов. Сигналы от датчиков поступают на входные устройства УСПИ-А и УСПИ-Д и после преобразования через ККС поступают в цифровой комплекс.
Данные, поступающие от устройств сбора и переработки первичной информации, служат для пополнения и обновления данных, содержащихся в запоминающем устройстве ЭЦВМ. В ЭЦВМ эти данные сравниваются с начальными данными, обрабатываются и в случаях, предусмотренных программой, поступают на выходные устройства.
Информация управляющего цифрового комплекса поступает на пульты управления ПУ и ПУГО, мнемосхему, блоки обобщенной сигнализации БОС, аппаратуру управления системы «Шторм» и энергетическую установку.
В состав комплекса входят также следующие системы автоматизированного контроля и управления:
- «Валдай» — с машиной централизованного контроля МЦК, предназначенная для контроля работы механизмов МКО;
- «Шторм» — для управления главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА и винтом регулируемого шага ВРШ;
- «Ижма» — для управления электроэнергетической установкой, в состав которой входят дизель-генераторы ДГ, турбогенераторы ТГ и главный распределительный щит ГРЩ;
- «Ильмень» — для управления грузовыми операциями;
- «Балхаш» — для управления общесудовыми механизмами.