Если у вас не прогружаются какие-то фотографии / картинки / чертежи, тогда рекомендуем использовать VPN сервисы!

09.12.2012

Системы пожарной сигнализации на судне

Классификация систем пожарной сигнализации

Результат борьбы судового экипажа с пожаром на судне во всех случаях зависит от своевременного обнаружения пожара. С помощью системы оповещения о пожаре вахтенная служба информируется о месте пожара на его ранней стадии и включается общесудовая тревожная сигнализация, могут включаться пожарные насосы и отключаться общесудовая вентиляция.

Любая система пожарной сигнализации состоит из пожарных извещателей, центральной (приемной) станции, линий связи между станцией и пожарными извещателями в контролируемых помещениях, питающего устройства и выносных устройств звуковой сигнализации. Центральные станции, собирающие и выдающие информацию, устанавливают в рулевой рубке. С помощью систем пожарной сигнализации, кроме информации о пожаре, обеспечивается постоянный автоматический контроль исправности и выдается информация о характере и месте повреждения, имеются устройства ручного контроля и проверки функционирования.

Системы пожарной сигнализации различаются по виду и месту установки извещателей, по схеме соединения извещателей со станцией и по способу контроля пожарного состояния помещений.

Место установки извещателей предопределяется их видом и признаком пожара, на который они реагируют. Извещатели, реагирующие на температуру и открытое пламя, устанавливаются в неконтролируемых помещениях, а извещатели, реагирующие на дым, в контролируемых помещениях и в центральной станции.

По признаку классификации системы пожарной сигнализации можно разделить на следующие:
  1. по способу подключения извещателей к станции — на лучевые и шлейфные;
  2. по способу определения пожара — на температурные и дымные;
  3. по способу контроля пожарного состояния помещений — на системы непрерывного и периодического (обегающего) контроля.
С помощью каждого лучевого комплекта непрерывно контролируется состояние подключенных к нему извещателей и линии связи, а посредством лампы отмечается зона пожара и неисправность линии. С помощью общих устройств станции ОУС принимается информация от всех лучевых комплектов, информация расшифровывается и включаются соответствующие приборы сигнализации и управления. При пожаре включается сигнальная лампа тревоги ЛТ и звонок Зв станции, звонки громкого боя Зв1—Зек всех помещений и пожарный насос ПЖН, отключается общесудовая вентиляция ОСВ. При неисправностях включается звонок Зв и соответствующая характеру неисправности сигнальная лампа ЛН. Питающее устройство ПУ подключено к основному ОИ и резервному РИ источникам и питает все цепи системы.

Общее устройство системы дымной сигнализации с пожарным извещателем в центральной станции и периодическим контролем пожарного состояния помещений показано на рис. 1. С помощью общих устройств станции ОУС контролируется состояние основных элементов системы и включаются приборы сигнализации управления. При пожаре включаются звонок Зв, лампа тревоги ЛТ и лампы индикации места пожара Л1—ЛN, выносные звонки тревоги ЗвТ и пожарный насос ПЖН, отключается вентиляция ОСВ. При повреждениях включается звонок Зв и лампы индикации ЛН1—ЛНЗ.

Рис. 1. Структурная схема станции дымной пожарной сигнализации

Системы пожарной сигнализации температурного типа в настоящее время нашли наибольшее распространение на судах.

Преимущественное распространение на судах получили также температурные системы пожарной сигнализации лучевого типа, например ТОЛ-10/50С.

Пожарные извещатели

В судовых системах пожарной сигнализации применяются ручные и автоматические пожарные извещатели. Основным элементом ручного извещателя является контактная группа с кнопкой.

Автоматические пожарные извещатели различаются по признакам пожара, на которые они реагируют, а также по принципам действия и устройству.

В основном на судах применяются два типа автоматических пожарных извещателей по принципу реагирования на пожар: температурные (или тепловые), дымовые.

Максимальные температурные извещатели с плавкой вставкой

При плавлении вставки 6 (рис. 2, а) шток 5 под действием пружины 4 опускается и контакты 1 размыкаются. Корпус 2 крепится к подволоку, крышка 3 имеет резьбовое соединение с корпусом. Изменение настройки производится заменой крышки с плавкой вставкой.

Температурные пожарные извещатели с биметаллическими пружинами.

Простейший максимально дифференциальный извещатель (рис. 2,б) состоит из двух одинаковых биметаллических пружин 1, 2. При быстром повышении температуры пружина 1 прогибается вниз больше, чем экранированная пружина 2, контакты 3 размыкаются и извещатель срабатывает как дифференциальный. При медленном повышении температуры обе биметаллические пружины изгибаются одинаково вниз и контакты 3 не размыкаются, пока пружина 2 не достигнет упора 4. При дальнейшем увеличении температуры прогибает только пружина 1, которая размыкает контакты, и извещатель срабатывает как максимальный.

Бесконтактные температурные извещатели

В качестве чувствительных элементов используются полупроводниковые терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления — термисторы. Такие извещатели соединяются со станцией через специальные усилители.

Рис. 2. Контактные температурные пожарные извещатели

Система пожарной сигнализации ТОЛ-10/50-С

Система пожарной сигнализации с приемно-сигнальной станцией лучевой системы с оптической фиксацией сигналов тревоги емкостью от 10 до 50 номеров типа ТОЛ-10/50-С устанавливается на морских и речных судах с неограниченным районом плавания. Кроме общестанционного блока, в систему пожарной сигнализации входят пожарные извещатели и источники питания.

В качестве пожарных извещателей могут применяться:

а) ручные контактные кнопочные извещатели типа ПКИЛ-4М;
б) контактные автоматические тепловые извещатели типов МДПИ, АТИМ-3 и др.;
в) бесконтактные автоматические тепловые извещатели ПОСТ-1-С с бесконтактными температурными датчиками типов ДМ-С, ДМД-С, ДМВ-70.

Эксплуатация систем пожарной сигнализации

Работоспособность систем пожарной сигнализации проверяется ежедневно при помощи встроенных контрольно-испытательных устройств. Периодичность технического обслуживания определяется Правилами технической эксплуатации судовых технических средств и инструкциями изготовителей систем. В первую очередь устраняются неисправности, вызывающие появление ложных и не прохождение действительных сигналов пожара. Следует учитывать, что из-за частых ложных срабатываний системы вахтенная служба начинает относиться к сигналам о пожаре с недоверием, может не принять экстренных мер по тушению пожара на ранней стадии. При этом будет упущено время, когда применение средств пожаротушения наиболее эффективно.
Если вы хотите смотивировать авторов на дальнейшее создание контента для судовых механиков и электромехаников, то вы можете сделать донат по ссылкам:
Спасибо за донат и увидимся на просторах наших проектов!