Рассмотрим основные типы судовых осветительных приборов.
Отличительные сигнальные огни. К ним относятся водозащищенные отличительные бортовые, топовые и гака- бортные (фонари) и сигнальный клотиковый огонь. Корпуса этих световых приборов отливаются из алюминиевого сплава — силумина. На рис. 1 изображен внешний вид отличительного бортового огня (фонаря) типа БФ. На правом борту ставят правые отличительные бортовые огни, на левом — левые отличительные бортовые огни. По конструкции они являются зеркальным отображением друг друга и различаются цветами светофильтров — специально изготовленного цветного стекла. В правом огне устанавливается зеленый светофильтр, в левом — красный.
Фокусирующее приспособление состоит из двух цилиндров: внешнего 9, несущего на себе патрон и лампу, и внутреннего 10, жестко прикрепленного к крышке 8. К внешнему цилиндру прикреплен мостик 11, в который ввинчивается фокусирующий винт 12. Вращением головки 13 этого винта внешний цилиндр перемещают по внутреннему; вращению внешнего цилиндра препятствует направляющая 14.
К специальным приливам на наружной стороне крышки 8 привинчена ручка 15. Для ввода проводов служит сальник 16 с резиновым уплотнением. Винт 17 предназначен для заземления корпуса прибора (т. е. для соединения с металлическим корпусом судна).
Водозащищенность в стыках разъемных частей прибора обеспечивается применением резиновых прокладок 18 при сборке неразъемных частей применяется специальная замазка (свинцовый глет с глицерином); в фокусирующем приспособлении применена набивка зазоров 19 войлоком.
Устанавливаемый на мачтах топовый огонь типа ТФ по конструкции аналогичен отличительному бортовому огню. Разница заключается лишь в том, что фонарь ТФ снабжен несколько большей по размерам линзой и не имеет цветного светофильтра, так как цвет сигнала топового огня должен быть белым.
На рис. 3 показан внешний вид устанавливаемого на корме гакабортного огня типа ГФ; этот фонарь вместо линзы имеет прозрачное защитное стекло, в связи с чем у него отсутствует фокусирующее приспособление.
На рис. 5 представлен внешний вид подпалубного светильника с одним сальником, а на рис. 6 — разрез этого светильника и вид на него сверху с указанием основных размеров в миллиметрах.
Брызгонепроницаемость обеспечивается также равномерной затяжкой зажимного кольца с фланцем и фланца с корпусом.
Брызгонепроницаемость светильника достигается при помощи резиновых прокладок 9, проложенных между корпусом и фланцем, между фланцем и стеклянным колпаком и между стеклянным колпаком и зажимным кольцом.
Светильник с двумя рядом расположенными сальниками применяется в тех случаях, когда осветительная проводка выполняется одножильным кабелем и, следовательно, к светильнику подводятся два кабеля, для ввода каждого из которых требуется отдельный сальник.
Отличительные сигнальные огни. К ним относятся водозащищенные отличительные бортовые, топовые и гака- бортные (фонари) и сигнальный клотиковый огонь. Корпуса этих световых приборов отливаются из алюминиевого сплава — силумина. На рис. 1 изображен внешний вид отличительного бортового огня (фонаря) типа БФ. На правом борту ставят правые отличительные бортовые огни, на левом — левые отличительные бортовые огни. По конструкции они являются зеркальным отображением друг друга и различаются цветами светофильтров — специально изготовленного цветного стекла. В правом огне устанавливается зеленый светофильтр, в левом — красный.
Рис. 1
На рис. 2 показаны разрез фонаря и вид сверху. Между верхней 1 и нижней 2 литыми частями корпуса прибора зажаты винтами 3 стенка 4 и линза 5. Между линзой и лампой при помощи угольников 6 укреплен светофильтр 7.
Рис. 2
К верхней части корпуса на откидных барашках прикреплена крышка 8. Внутри крышки помещено так называемое фокусирующее приспособление, при помощи которого осуществляется перемещение лампы вверх и вниз для установки в фокус, т. е. в то место, в котором при данной линзе и определенном расстоянии между ней и лампой сила света в желаемом направлении получается наибольшей.Фокусирующее приспособление состоит из двух цилиндров: внешнего 9, несущего на себе патрон и лампу, и внутреннего 10, жестко прикрепленного к крышке 8. К внешнему цилиндру прикреплен мостик 11, в который ввинчивается фокусирующий винт 12. Вращением головки 13 этого винта внешний цилиндр перемещают по внутреннему; вращению внешнего цилиндра препятствует направляющая 14.
К специальным приливам на наружной стороне крышки 8 привинчена ручка 15. Для ввода проводов служит сальник 16 с резиновым уплотнением. Винт 17 предназначен для заземления корпуса прибора (т. е. для соединения с металлическим корпусом судна).
Водозащищенность в стыках разъемных частей прибора обеспечивается применением резиновых прокладок 18 при сборке неразъемных частей применяется специальная замазка (свинцовый глет с глицерином); в фокусирующем приспособлении применена набивка зазоров 19 войлоком.
Устанавливаемый на мачтах топовый огонь типа ТФ по конструкции аналогичен отличительному бортовому огню. Разница заключается лишь в том, что фонарь ТФ снабжен несколько большей по размерам линзой и не имеет цветного светофильтра, так как цвет сигнала топового огня должен быть белым.
На рис. 3 показан внешний вид устанавливаемого на корме гакабортного огня типа ГФ; этот фонарь вместо линзы имеет прозрачное защитное стекло, в связи с чем у него отсутствует фокусирующее приспособление.
Рис. 3
На рис. 4 представлен внешний вид сигнального клотикового светильника, применяемого для наружной ночной сигнализации. Конструкции клотикового светильника и подпалубного светильника (см. далее) различаются только тем, что в корпусе клотикового светильника отсутствует сальник, а для крепления к месту установки взамен лапок имеется трубчатый прилив с резьбой; через этот же прилив осуществляется и подводка проводов. Светильник имеет колпак из прозрачного и красного стекла. Клотиковые огни (один красный и два белых) устанавливаются на носовой мачте.
Рис. 4
Брызгозащищенные светильники. Наиболее широко применяются на судах подпалубные брызгозащищенные светильники, устанавливаемые для освещения палуб, кладовых, камбузов, производственных и технических помещений. Корпус подпалубного светильника отливается из силумина или бронзы; последняя менее подвержена коррозии, чем силумин, а поэтому там, где нельзя изолировать светильник от действия морской воды, водяных паров и т. п. (котельное отделение, открытые палубы и т. д.), рекомендуется применять бронзовые светильники. Корпуса этих светильников изготавливают также из пластмассы.На рис. 5 представлен внешний вид подпалубного светильника с одним сальником, а на рис. 6 — разрез этого светильника и вид на него сверху с указанием основных размеров в миллиметрах.
Рис. 5
Светильник состоит из литого корпуса 1, в котором двумя винтами 2 укреплен патронодержатель 3 с патроном 4. Корпус светильника соединен посредством резьбы с фланцем 5 и укрепленным на нем зажимным кольцом 6. Для предохранения стеклянного колпака 7 от механических повреждений в зажимное кольцо вклепана защитная металлическая сетка 8. Стеклянный колпак зажат между фланцем и зажимным кольцом.Брызгонепроницаемость обеспечивается также равномерной затяжкой зажимного кольца с фланцем и фланца с корпусом.
Брызгонепроницаемость светильника достигается при помощи резиновых прокладок 9, проложенных между корпусом и фланцем, между фланцем и стеклянным колпаком и между стеклянным колпаком и зажимным кольцом.
Рис. 6
Крепление светильника к месту установки осуществляется при помощи выступающих лапок 10 с прорезями для болтов. Провода вводят в светильник через сальник с резиновым или асбестобитумным уплотнением. В светильнике применяются лампы с нормальным цоколем мощностью до 60 вт, напряжением 110 или 220 в в зависимости от напряжения судовой осветительной сети. Кроме описанного подпалубного светильника с одним сальником, изготовляются светильники с двумя рядом расположенными сальниками, с двумя проходными сальниками и с тремя сальниками.Светильник с двумя рядом расположенными сальниками применяется в тех случаях, когда осветительная проводка выполняется одножильным кабелем и, следовательно, к светильнику подводятся два кабеля, для ввода каждого из которых требуется отдельный сальник.
На судах применяются, кроме рассмотренных подпалубных светильников, и другие брызгозащищенные осветительные приборы, предназначенные как для общего, так и для местного освещения, в том числе переносные (употребляемые при ремонтных, уборочных и грузовых работах) и подвесные.
На рис. 7 изображен светильник типа ПВ-200, который имеет корпус с сальником для кабеля и кольцом для подвески. Внутри корпуса к патронодержателю крепится нормальный патрон. Нижней частью светильника является фланец, к которому крепится стеклянный колпак с защитной сеткой. Между корпусом и фланцем имеется резиновое кольцо, установка которого обеспечивает водонепроницаемость светильника. Фланец прикрепляется к корпусу четырьмя откидными барашками. Светильник изготовляется из силумина, в него помещается электрическая лампа мощностью до 200 вт.
Рис. 7
Рис. 8
Каютные светильники. Для освещения жилых кают и судовых общественных помещений (кают-компаний, салонов, ресторанов, столовых, красных уголков и т. д.) применяются светильники защищенного исполнения.Общее освещение перечисленных помещений обеспечивается потолочными плафонами различных типов. Плафоны эти по числу установленных ламп подразделяются на одноламповые, двухламповые и трехламповые. Иногда в плафоне, помимо ламп общего освещения, устанавливают и лампу малого аварийного освещения.
Рис. 9
Для местного освещения (у зеркал, умывальников, в изголовьях кроватей) применяют различного типа бра и надкоечные светильники, а на письменных столах — настольные лампы. На рис. 8 изображены некоторые типы каютных светильников, широко распространенные на судах: а — одноламповый открытый плафон; б — трехламповый защищенный плафон; в — открытое стенное бра.На рис. 9 приведены новые типы каютных светильников, разработанные в последние годы: а — одноламповый плафон СС-360, г б — трехламповый плафон с лампой аварийного освещения СС-361, в — бра одноламповое СС-341, г — бра двухламповое СС-345.
Прожекторы. На судах морского флота из двух видов прожекторов (дуговых и ламповых) преимущественное распространение получил ламповый прожектор. Прожектор на судне имеет несколько назначений: он служит для навигационных целей (например, используется в ночное время при подходе судна к порту, во время швартовных операций), для сигнализации, освещения палубы при ночных работах, для наружного охранного освещения.
Чтобы удовлетворять этим целям, прожектор должен обладать очень большой силой света.
Значительное усиление света достигается применением в судовом прожекторе специальной отражательной системы.
Рис. 10
Изображенный на рис. 10 судовой прожектор, рассчитанный на лампу в 1000 вт, размещен на тумбе, которая прикрепляется болтами к палубе судна. Прожектор может вращаться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, поэтому мы можем придать его световому потоку требуемое направление.Отражатель этого прожектора изготовляется из латуни или железа и хромируется; диаметр отражателя равен 450 мм.
Прожектор снабжен фокусирующим приспособлением, позволяющим устанавливать лампу в фокусе отражателя, и крышкой из листового железа, закрываемой, когда прожектор не работает.