Электрический ток, проходя через тело человека, вызывает изменения в его тканях и клетках, что иногда может привести к гибели человека. Опасной для жизни человека считается величина переменного тока 0,01 А при частоте 50 Гц; постоянного — 0,015 А. Сопротивление тела человека в наиболее неблагоприятных условиях—1000 Ом. Для предотвращения поражения человека электрическим током в судовых электроустановках применяют защитные средства: диэлектрические резиновые коврики, перчатки, боты, галоши, инструмент с изолирующими рукоятками, изолирующие и токоизмерительные клещи, указатели напряжения, работающие на принципе активного тока, и др. Все защитные средства должны подвергаться периодическим испытаниям каждые 0,5—2 года.
Личный состав судна, обслуживающий и пользующийся электрооборудованием, должен точно выполнять Правила электробезопасности и уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током. Перед началом ремонта электрооборудование нужно отключить, принять меры, предотвращающие ошибочную подачу напряжения к месту работ, снять предохранители, вывесить плакат «Не включать! Работают люди!», с помощью прибора или контрольной лампы убедиться в отсутствии напряжения, осмотреть защитные средства, убедившись в отсутствии внешних повреждений, очистить их от пыли, грязи, проверить срок их периодических испытаний.
Производить работы разрешается только исправными инструментом и приспособлениями, в сухой спецодежде, в зашнурованных ботинках на кожаной подошве. Светильники переносного освещения должны иметь напряжение 12 В. Пользоваться контрольными лампами напряжением выше 220 В и мощностью выше 25 Вт запрещается. Менять предохранители следует при снятом напряжении. Переносные электрические инструменты должны заземляться при помощи заземляющей жилы, которая обычно на 50—100 мм длиннее основных жил. Металлические корпуса электрооборудования должны быть надежно заземлены специальными проводами. Особое внимание следует обращать на правильность заземления оборудования на амортизаторах.
Не разрешается заходить за ГРЩ, АРЩ не обслуживающим их работникам и без особой надобности. На наружной стороне вывешивают плакаты: «Стой! Опасно для жизни!», «Высокое напряжение! Опасно для жизни!», «Под напряжением! Опасно для жизни!». Следует также проводить специальные мероприятия по пожарной безопасности при работе с аккумуляторами. На дверях аккумуляторных помещений делают надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно»!, «С огнем не входить», «Не курить!».
Необходимо уделять внимание исправности электросварочного оборудования, строго руководствоваться инструкциями, не допускать использования корпуса судна в качестве второго провода, не допускать к проведению сварочных работ лиц, не имеющих на это право.
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам.
-
На рис. 1 показаны простейшие экономичные схемы управления тиристорами . Наиболее простой метод включения тиристора представлен на рис. 1, а...
-
Конструктивные особенности, а также непрерывное усовершенствование синхронных генераторов с самовозбуждением привели к многообразию регулято...
-
Аварийные источники электроэнергии , дизель-генераторы и аккумуляторные батареи, предназначены для питания ответственных судовых потребителе...
-
Устройства, которые в процессе заряда накапливают электрическую энергию путем преобразования ее в химическую, а при разряде отдают электроэн...
-
Коммутационно-защитные аппараты — это устройства, служащие для включения, отключения и защиты электрических установок. К ним относятся авто...
-
В предыдущей статье были определены условия, необходимые для синхронизации генераторов. Разберем, какими средствами осуществляется выполнен...
-
Регулирование частоты вращения. Электродвигатели переменного тока регулируют изменением: частоты тока питающей сети; числа пар полюсов обм...